«Сказка о Мальчише-Кибальчише», в которой юный артист сыграл антигероя, сделала его звездой и одновременно стала печально пророческой
Вот она – слава
Будущий актёр родился в Москве в 1950 году. Совсем еще мальчишкой попался на глаза знаменитому режиссеру Леониду Гайдаю, которые тогда начинал работу над фильмом-трилогией «Деловые люди» по новелле Джонни Дорсета «Вождь краснокожих».
В общем-то, к моменту знакомства с 13-летним Сережей Тихоновым у Гайдая уже был полный комплект артистов. Режиссер не очень хотел возиться с детьми. Так что, роль Джонни изначально должна была сыграть Надежда Румянцева. Однако, пять минут разговора с озорным мальчишкой Гайдаю хватило, чтобы понять: вот он и должен играть его главного киношного сорванца.
На следующую звездную роль Мальчиша-Плохиша в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише», Тихонова позвал режиссер Евгений Шерстобитов, приметивший талантливого парнишку еще в «Деловых людях». Он так и сказал своему помощнику по кадрам: «Лучшего Плохиша нам просто не найти».
В 1967 году 17-летний и уже фактически звездный Сергей Тихонов сыграл в своем третьем фильме - «Дубравке», по одноименному рассказу Радия Погодина. И опять его героем стал хулиган по кличке Утюг. И вновь все было сыграно живо и талантливо.
Казалось, впереди юного актера ждет сумасшедшая карьера и один успех за другим. Однако, у судьбы-злодейки были свои планы на этот счет...
После съёмок в «Дубравке» и окончанию школы Тихонов, весьма уверенный в себе, подал документы во ВГИК, рассчитывая с легкостью пройти все вступительные испытания. Но… не прошел.
Жизнь не в кадре
Так никуда и не поступив, Тихонов ушел в армию. А после дембеля уже потерял всякий интерес к учебе. Режиссеры тоже уже не торопились приглашать выросшего «хулигана» в свои фильмы. Так что, помыкавшись, Тихонов, как поговаривают, связался с «любителями не работать, но жить весело».
Сергей по натуре был человеком азартным и легко подающимся. Про таких говорят, согласен на любой кипиш, кроме голодовки. Так что, когда ему впервые предложили сделать ставку на скачках, он легко согласился. Немного выигрывал, столько же проигрывал. А рядом кому-то другому везло так, что дух захватывало. В общем, втянулся так, что уже было не вытащить.
За год Тихонов стал на ипподроме завсегдатаем. Его знали, доверяли, давали в долг. Понятное дело, азартные игры не всегда честны, и поговаривали, что Сергей спутался с людьми, которые мухлевали со ставками, чтобы быть всегда в выигрыше.
Судьба Берлиоза
Все закончилось поздним вечером 21 апреля 1972 года. Сергей, как обычно, возвращался с ипподрома и… угодил под трамвай. Словно Берлиоз из булгаковского «Мастера и Маргариты». Многотонная махина проехала железными колесами по упавшему, шансов выжить у того не было никаких.
Как это случилось? Задумался, кто-то нечаянно толкнул или толкнул нарочно? Конечно, те, кто знал, чем Тихонов зарабатывал на жизнь в последнее время, шептались, что его гибель могла стать делом рук так называемой «ипподромной мафии». То ли слишком много задолжал, то ли узнал что-то такое, что знать был не должен…
Все это, конечно, были лишь слухи. Однако, как позже вспоминал режиссер Евгений Шерстобитов, который пытался выяснить какие-то детали гибели Сергея: «Мне рассказывали, будто он связался с какой-то шпаной и то ли сам попал под трамвай, то ли его толкнули... За всем этим стояла какая-то темная история. Однако, меня вовремя предупредили тогда, чтобы я особо не расспрашивал ни у кого о Сереже».
Мальчиш-Плохиш прожил короткую жизнь. Он погиб в 21 год. Яркой, но короткой была и его карьера в кино. На памятнике, который установлена его могиле, нет отчества. Ведь Тихонов был таким молодым. На камне выгравировано просто: «Сережа Тихонов 1950-1972». Для тех, кто знал его, этого достаточно.