Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Другая жизнь поэта Маяковского, которую не проходили в школе

Будущий советский поэт до революции буквально не слезал с нар по подозрению в преступлениях против государства - но каждый раз избегал серьезного наказания.

«Трудный подросток»

В первый раз Володя Маяковский попал за решетку, когда ему еще не было и 15 лет, по делу о подпольной типографии. В 1907-м Маяковский встречался с Денисом Загорским, видным деятелем московского большевистского подполья, и с мальчишеским азартом начал исполнять его поручения - доставал квартиры для явок, переносил литературу.

Полиция выследила типографию и повязала всех ее работников. При аресте у Маяковского были отобраны прокламации Российской социал-демократической рабочей партии в количестве более полутораста экземпляров. Поняв, что попался с поличным, Маяковский заметал следы. Давая показания, утверждал, что нес сверток неизвестному мужчине и он сам-де обычный курьер, не знающий, что внутри «посылки».

Обыск в квартире Маяковских, произведенный в тот же день, никаких улик не дал. Полицию перехитрила младшая сестра Владимира Оля. Пока полицейские орудовали в первых помещениях, она прошла в крайнюю комнату, собрала находившуюся там нелегальную литературу, и, перевязав ее, спустила в рыхлый снег на соседнюю крышу. Московский градоначальник генерал-майор Адрианов вынес постановление «означенного Маяковского, впредь до выяснения обстоятельств дела, заключить под стражу» при Сущевском полицейском доме.

Запись в его деле гласила следующее: «Виновный в участии в сообществе, составившемся для учинения тяжкого преступления, статьею 100 предусмотренного, наказывается: каторгой на срок не свыше 8 лет». Во время ареста и следствия 14-летний Маяковский не только сохранял полное самообладание, но и проявил способность к конспирации, выбрав позицию «Ничего не помню, ничего не знаю». Но спас Маяковского возраст и его отдали родным на поруки и «под особый надзор полиции по месту его жительства».

«Рецидивист Маяковский»

Надзор полиции показал – Маяковский не успокоился и что-то явно задумал, тайно встречаясь с отдельными членами, так называемой, группы экспроприаторов. Снова арест, снова обыск, во время которого запрещенных бумаг не нашли, зато отыскали спрятанный в чулане револьвер с заряженной обоймой.

И вновь родственники обивают пороги полицейского начальства, хлопоча за Володю. А тот, похоже, уже чувствует себя за решеткой, как дома. В то время в Сущевской тюрьме сидели профессиональные революционеры, которые были гораздо старше его, не раз находились в тюрьмах, в ссылке. Тем не менее, они выбрали старостой именно Маяковского, не пугливого и настойчивого, бас которого бывало гремел на весь тюремный коридор.

К примеру, когда арестантам приносили испорченную пищу, староста добивался того, что ее заменили. Охранники с ума сходили от зычного голоса юнца и были рады сделать что угодно, лишь бы он замолчал.

Правда, через полтора месяца он выходит на свободу. У следствия не хватило доказательств его участия в запрещенных революционных группах. А «незаконного хранения незарегистрированного огнестрельного оружия» в то время для обвинительного приговора, похоже, было мало.

В третий раз Маяковский принимал участие в организации побега политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Организаторам побега удалось привлечь на свою сторону надзирательницу Тарасову, запастись ключами от камеры и от конторы. Платья, которые шились на квартире у Маяковских, переправлялись через Тарасову заранее. Усыпив надзирателей пивом и пирожками со снонтворным, заключенные спокойно вышли на волю.

После побега полиция устроила облавы на «политически ненадежных». Вновь попался и Маяковский. Скандалист и «защитник прав заключенных», он помотал нервы охране как надо. И его раз за разом переводили из одной части тюрьмы в другую, пока не нашли спасение от этого «бузотера». Отправили в Бутырскую тюрьму и закрыли в одиночку. На 11 месяцев.

Из тюрьмы Маяковский снова вышел «за недоказанностью» в 2010-м. И с тех пор старался больше не попадаться. Без малого год в одиночке большинству людей вправляет мозги.

«Шведская семейка»

Его творчество не все понимали и не все принимали. Но после революции он уже достаточно известный и «перспективный» поэт. На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского его музой была Лиля Брик. Владимир был другом семьи Брик. Роман с Лилей протекал прямо на глазах супруга Осипа.

Начиная с лета 1918 Маяковский и чета Бриков перестали скрывать очевидное и, стали открыто жить втроём.В те времена «свободной любви» подобное никого не шокировало. А сама Лиля Брик, дама «без комплексов», обожала эту тему посмаковать на «светских» вечеринках: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».

Правда, существует и другая версия, по которой «дальнюю комнатку» в их общей квартире отвели именно мужу Осипу Брик, чтобы не мешал любовным утехам Маяковского с его женой. При этом каждый участник этого «любовного треугольника» еще умудрялся время от времени заводить интрижки и на стороне.

Тем не менее, когда в 1926-м уже знаменитый поэт получает от государства большую квартиру, он зовет жить к себе Лилю, которая с позволения хозяина жилья, тянет за собой и бедолагу Осипа, которого все никак не хочет бросить.

Жизнь после смертиНадо сказать, что и сам Маяковский был «ходоком» знатным, хотя сама не без греха Лиля никогда не устраивала сцен ревности. Всех все устраивало, Даже Осипу иногда перепадало тела жены. Особенно в те моменты, когда Маяковский влюблялся в очередную «музу».

Последним романом Маяковского стала актриса МХАТа Вероника Полонская, которую поэта долгое время пытался увести от ее мужа. Но, несмотря на молодость, 21-летняя Полонская была уже опытной женщиной. Любовник любовником, а устроенный быт, любящий муж, профессиональные перспективы казались более надежными.

Потом, уже после смерти Маяковского, его родственники долго и упорно будут считать именно Полонскую виновной в гибели поэта. Якобы из-за того, что она водила его за нос, и не говорила ему ни «да», ни «нет», Маяковский и приставил дуло пистолета к своему виску.

Но, по признанию очевидцев, в то время Маяковский не раз говорил вслух о самоубийстве. Да, и вообще, тот самый роковой 1930 год начался для него неудачно. Много болел. Потом Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Без него. Прощаясь, Лиля сказала, что им надо пожить отдельно. Это было следствие желания Маяковского иметь с этой женщиной нормальную семью и детей, что Лиля лишь откровенно высмеивала.

За пару дней до смерти встреча поэта с читателями в Политехническом институте закончилась неудачно. Его освистали и закидали оскорбительными выкриками. А в обществе пошли разговоры о том, что Маяковский исписался – и они, конечно, доходили и до него самого.

Перед самой гибелью поэт встречался с Полонской. Ей нужно было ехать в театр на репетицию и они договорились, что Маяковский ей позвонит. Но едва дойдя до парадной, актриса услышала выстрел. Бросилась назад. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно, в комнате еще не рассеявшийся дым.

Он прожил всего 36 лет. Но все последующие поколения больше спорят не о его творчестве, а о том, как и почему он умер. Среди версий есть убийство, поскольку по заявлениям некоторых его современников, найденная позже предсмертная записка написана не им. Да и сломанный нос для упавшего после выстрела на спину человека выглядит более чем странно. И, кстати, когда в свое время покончил с собой поэт Сергей Есенин, Маяковский во всеуслышание назвал такой поступок трусостью.

Кому и как помешал поэт Маяковский, чтобы его могли убить – загадка до сих пор. А все загадки в советское время шепотом относили к… Лубянке. Но, тем не менее, одновременно с этой версией бок о бок идут и две другие. Одна из них - несчастный случай, поскольку азартный игрок, Маяковский ради адреналина частенько баловал себя игрой в «русскую рулетку», приставляя к голове семизарядный пистолет, заряженный одним патроном и спускал курок, проверяя судьбу.

Другая версия - официально зарегистрированное самоубийство по причине неустроенности в личной жизни и глубокой депрессии в результате последних профессиональных неудач. Похоже, из всех произведений поэта Маяковского самым знаменитым стала его… смерть.

Полная версия