Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Жизнь наизнанку: горькая сказка «Иванушки» Эдуарда Изотова

Он сыграл в культовой советской сказке «Морозко», на которой выросло не одно поколение. Но мало кто знает, насколько трагической была реальная жизнь актера.

Сказка, взятая с поличным

Эдуард Изотов и Инга Будкевич поженились молодыми и, эта пара словно была создана для успеха. Только судьбы, словно списанные со сказочного сюжета, жизнь перекроила по-своему. Грубо и безжалостно.

Но сначала была сказка. Не только на экране. У них была слава и достаток. По советским, конечно, меркам. Купили квартиру, машину, возили дочку на курорты. У режиссеров оба были нарасхват. А спустя почти четверть века совместной жизни развелись.

Инга потом признавалась, что супруг были слишком эгоистичен в своих требованиях: «Любил только себя». В общем, супруги постепенно отдалились друг от друга… Потом у Инги появился любимый человек, у Эдика тоже была женщина по имени Ирина. Развелись в 80-м. Редкий случай, когда расстались без скандалов и даже дружили семьями. Казалось, слегка нарушенный быт снова вошел в свою колею. Пока сказка однажды не превратилась в настоящий триллер...

В 83-м актер был задержан вместе с новой женой Ириной на Пушкинской площади в Москве при обмене долларов на рубли. Сумма, в общем-то, была небольшой. Да и корысти особой не было. Супруги покупали дачу, денег не хватало. Вот и решили продать семейную коллекцию старинных монет, а заодно и «по-тихому» поменять тысячу долларов. Однако, на встречу вместо нужного человека пришел переодетый милиционер. А доллары обыске нашли в сапоге у Изотова…

По тогдашним законам Изотову грозил серьезный срок. И здесь надо отдать должное его коллегам. На защиту «Иванушки», казалось, встал весь актерский цех. Артисты обивали пороги различных инстанций, а суд вообще превратился в сплошное выступление известных людей. Все называли это недоразумением и ошибкой.

Жизнь за решеткой

Однако, фемида не услышала призывов знаменитостей. Суд всего лишь сократил актеру срок на полгода, учтя его заслуги. Приговор – три года колонии. Посадили и его жену Ирину. Конфисковали все, кроме квартиры. И то лишь потому, что там была прописана маленькая дочка Ирины.

Правда, и теперь артисты не сдались. К примеру, благодаря Олегу Стриженову, который куда только не ходил, умоляя не отправлять Изотова далеко, узника оставили в Москве – в «Матросской тишине». Коллеги ходили к Изотову в тюрьму на свидания. И видели, как на глазах меняется человек. Еще недавно гордый, статный, холеный красавец сгорбился и почернел. Тюрьма сломала его очень быстро. Он думал, сейчас проснется и явь окажется ночным кошмаром, не более. Но вновь просыпался от лязга ключей…

Это испытание его, в конце концов, и убило. Он ведь и в жизни был похож на своего Иванушку, а здесь вместо сказки и привычного уюта камера с уголовниками. Его мучала окружающая обстановка. Несмотря на то, что его здесь никто не обижал. Да и с воли ему одна за другой шли передачи: от матери, сестры и коллег. Так что, сокамерники именитого сидельца не трогали. От передач актеру перепадало всем.

А актеры со временем, чтобы была возможность чаще навещать Изотова, стали ездить в «Матросскую тишину» с шефскими концертами. Выступали все: и Моргунов, и Вицин, и Жора Юматов с Музой, Ларионова, Рыбников, Анофриев, Рыжов… Возили ему туда домашнюю еду…

Администрация тюрьмы с пониманием относилась к этому, даже на время приезда знаменитостей оформляла Изотова рабочим сцены, чтобы у того была возможность повидаться со своими друзьями. «Помню, он в телогрейке сидит на наспех сколоченной сцене, а его все быстро кормят, как собаку, прямо из кастрюли», – вспоминала Инга Будкевич, много раз приезжавшая в тюрьму к бывшему мужу.

Артисты старались его приободрить, но, как вспоминали многие, у него очень часто был вид как у затравленной собачонки. Он оглядывался вокруг и словно не понимал, где находится и что здесь делает.

Движение вниз

В 86-м году Изотов вышел на волю. Ему было лишь пятьдесят. Не поздно начать все сначала. Но здоровья уже не было. Не успел вдохнуть воздуха свободы, как у него случился инсульт. Потом второй, третий … пятый.

Изотова взяли работать в театр, но после четвертого инсульта в 1997-м он стал терять память и забывать текст. Пришлось уйти. Потом была череда операций, но становилось только хуже. Изотов уже не мог сам ходить, с трудом говорил, все чаще не узнавал близких.

Жена, тоже уже свое отсидевшая, наняла ему сиделок, водила на массажи. Но Изотов из тихого пациента вдруг на чал превращаться в буйного больного, с которым опасно было находиться рядом. В результате он оказался в психиатрической больнице. И здесь врачи шокировали близких: «Долго мы его держать здесь не можем. Он не выздоровеет».

Следующим местом для больного актера стал Центр реабилитации. И снова ненадолго. Так в течение десяти лет и продолжалась эта эпопея: дом – больница – дом – больница… А потом все чаще больница. Выписки домой становились все реже. А после уже больница насовсем… И так на протяжении десяти лет. Мучился, гас на глазах…

К нему все равно приходили многие. И родные и коллеги. Когда у него наступали редкие просветы, с ним можно было даже поболтать. Но чаще всего он никого не узнавал. Ни жену, ни дочь. Когда приходил в себя, удивленно оглядывался вокруг. Спрашивал в отчаянии где он находится. Просил забрать домой. Ему все обещали, мол, скоро заберем, потерпи, скоро. Но все знали, что этого никогда не произойдет… Потом и эти редкие просветы закончились…

Как-то в больнице по телевизору показывали «Морозко». В холл сбежались все, прикатили и Изотова на инвалидной коляске. Но он так и витал где-то далеко, равнодушно покачивая головой. А в это время на экране Иванушка залихватски пел и танцевал, вызывая бурный восторг собравшихся телезрителей.

Эдуард Изотов тихо умер 8 марта 2003 года. «Более трагической истории, чем у него, нет ни у кого…», – говорит актриса Инга Будкевич, первая жена актера.

Полная версия