Звезда советского кино оказался никому не нужен в 90-е. Все еще надеясь на чудо, работал на стройке, усугубляя болезнь. А потом попал под нож нетрезвому врачу.
Слава, деньги и измены
С таким стартом, как у Владимира Ивашова, ему прочили долгую и яркую судьбу. Снявшись в одном из культовых фильмов советских времен – «Балладе о солдате» режиссера Чухрая, Ивашов, казалось бы, ворвался в мировой кинематограф навсегда и надолго. К тому же женатый на главной советской кинокрасавице Светлане Светличной, Ивашов жил профессией и дома и на работе.
Но, как позже выяснится, «Баллада» стала вершиной его творчества. Участие в «Семнадцати мгновениях весны», «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» его роли хоть и были заметными, но уже не такими звездными.
А семейная жизнь со Светличной вообще оказалась серьезным испытанием на прочность для обоих супругов. Были моменты, и не раз, когда их брак почти распадался. Семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены уже шли постоянным чередом.
Светлана капризничала, устраивала сцены, обвиняла мужа в том, что он не стал режиссером, и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших Владимира, она открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла. Порой делала это фактически открыто, как в случае с романом с Андреем Мироновым во время съемок «Бриллиантовой руки». Но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и муж прощал. Прощал, и тут же сам… признавался жене в изменах. Так и жили.
Жизнь, придавленная листом шифера
В семидесятые Ивашов снимался много, но все было не то. Рутина. Жизнь еще не пошла под откос, но и прорыва вперед тоже не было. Сначала дала знать о себе вечная болячка актера – язва. Но проведенная в 78-м году операция прошла успешно, и на какое-то время болезнь отступила.
Потом пришли восьмидесятые. Даже проходных ролей, на которые брюзжал актер, стало меньше. Примерно так же обстояли дела и у Светличной. Но если она смирилась с утерей популярности, вдруг увидев себя в роли жены, матери и домохозяйки, то Ивашов от невостребованности очень страдал. И все еще чего-то ждал.
Пришедшие следом девяностые многих актеров оставили без работы. Последний раз в главной роли Ивашова можно было увидеть в совместной российско-французской ленте режиссера Александра Муратова «Рукопись», который вышел на экраны в 1992 году.
После этого, чтобы приносить домой хоть какие-то деньги, актер, скрипя сердце, снялся в нескольких рекламных роликах. В 93-м после массового увольнения актеров из Театра-студии киноактеров за бортом оказались и Ивашов со Светличной. А ведь это был, по сути, их пусть небольшой, но единственный постоянный источник дохода.
Денег не стало настолько, что любимец миллионов Владимир Ивашов долго плакаться в жилетку жене не стал. И пошел на стройку простым разнорабочим, целыми днями таская по лестничным маршам шифер и шлакоблоки. И это в то время, когда медики из-за язвы строго настрого запретили ему поднимать тяжелое.
Но люди узнавали его и теперь. Порой когда он в строительной робе ехал в метро на работу, многие здоровались с ним, спрашивали - почему его нет на экранах и даже задавали вопросы о том, про что будет фильм, в котором он снимается сейчас. Люди думали, что едущий в рабочей одежде и в общественном транспорте актер вживается в очередную роль.
А он не играл. Это была его нынешняя реальная жизнь. Порой напоминала о себе прошлое, но лишь отрывками и разово, чтобы тут же снова окунуть в строительную пыль. В 1995 году об Ивашове вспомнили его более благополучные коллеги и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника» в качестве… вручателя. Надев взятый на прокат смокинг, он отправился в Дом Кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку: грузить шифер и шлакоблоки.
Скальпель в трясущихся руках
Конечно, работа на стройке душевно ранила Ивашова, хотя он и не показывал вида. Главное, чтобы хоть какие-то деньги домой приносить. Время было такое – каждый сам за себя, и просившие на улицах милостыню люди уже перестали кого-то удивлять. Но все равно, сколько бы он не работал, даже оставаясь внеурочно, актер приходил домой и видел бедность, от которой сводило скулы.
Он перестал обращать внимание на боли в животе – пахал как «папа Карло». И, как сказал потом актер Евгений Жариков, элементарно надорвался. Однажды во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо. Сослуживцы срочно вызвали врачей.
В больнице у артиста-работяги диагностировали желудочно-кишечное кровотечение. Нужно было срочно оперировать. Но первая бригада врачей, которая делала ему операцию, оказалась элементарно нетрезвой. Кое-как сделали, но через несколько часов кровотечение повторилось. Актера опять повезли в операционную. Повторного наркоза сердце Ивашова не выдержало. Актер скончался в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни, по вине хирурга, который оперировал нетвердыми с похмелья руками.
Его супруга Светлана Светличная была полна желания засудить виновника смерти мужа. И вдруг незадолго до начала процесса дала обратный ход, решив, что бог пусть будет судьей этому человеку.
Злые языки тогда распространяли слухи о том, что вдове заплатили за то, чтобы она отозвала свою претензию. Однако, кто хорошо знал Светличную, мог видеть, что после гибели Ивашова жить богаче ее семья не стала.
Владимир Ивашов похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Имя самого знаменитого «солдата советского кино» народного артиста России Владимира Ивашова 16 февраля 2005 года присвоено малой планете 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.
«Все это выглядит красиво, – бросил как-то один из бывших коллег Владимира Ивашова. – Только бы вот при жизни к актерам так относились, а не когда их уже нет». В общем-то, все как всегда.