Москва
3 января ‘25
Пятница

Трагедия смешного человека: как умирал любимый миллионами Борислав Брондуков

Умница и трезвенник – он играл бездельников и алкоголиков, а умер в нищете и забвении, несмотря на любовь зрителей.

Его кинообразы навсегда вошли в нашу жизнь. Он играл по большей части в эпизодах, но все равно был настоящей звездой. И мало кто знал, что в это самое время его семья откровенно голодала, питаясь бандитскими подачками и костями с базарного лотка, предназначенными для собак.

Последние двадцать лет и его и жизни всей семьи жизни напоминали настоящий ад. Знаменитый актер сильно болел, и жил исключительно благодаря заботам жены. Вообще, на долю одного из самых ярких комиков советского кино выпало трагических моментов не меньше, чем звездных ролей.

Но зрители этого не знали, они ассоциировали его с теми героями, образы которых он воплощал на экранах – алкоголиками, проходимцами, неудачниками, неизменно вызывающими смех публики, А вот все, что было в жизни Брондукова за кулисами, напоминало драму. К сожалению, без привычного кинозрителю хеппи-энда.

Был прорабом – стал актером

Борислав Брондуков родился в 1938 году в селе под Киевом в семье русского и полячки. Прежде чем решил стать актером, успел поработать на заводе за станком и прорабом на стройке. Но Брондуков очень любил самодеятельность. Стремился попасть в любой «капустник» на любую роль. Спеть, сплясать, рассказать что-нибудь смешное – на все был мастер.

Однажды выступление простого работяги на какой-то захолустной сценке случайно ректор театрального института имени Карпенко-Карого. И оценил, предложив тому подать документы в их вуз. Но когда Брондуков появился в институте, члены приемной комиссии его засмеяли: «С такой внешностью, как у Вас, прорабом работать нужно, а не в театральный проситься».

Однако, заметивший его ректор настоял на приеме – он был уверен, что в людях не ошибается. И чуть не силком заставил комиссию принять у Брондукова документы в институт.

«Бомжеватую» звезду не пускали в ресторан

Сниматься Брондуков начал еще студентом. Правда, все больше в эпизодах. Но и их хватило, чтобы однажды проснуться звездой. Это случилось в 1975 году, когда он снялся в комедии «Афоня». В этом фильме ему могла бы достаться и главная роль, но на роль Афони утвердили Куравлева, а Брондукову снова достался эпизод.

Причем, изначально у его алкоголика Федула была всего одна реплика, но когда режиссер Данелия увидел актера на пробах, опытный мэтр понял, что фильм только выиграет, если Федул в нем будет появляться как можно чаще. Мэтр не прогадал. Брондуков купался в лучах славы едва ли меньше, чем сам «Афоня» Леонид Куравлев.

В костюме и гриме, да со своими простецким лицом Брондуков был настолько похож на обычного советского алкоголика и бездельника, что из-за этого с ним время от времени случались разные ЧП.

Как-то во время съёмок в московском ресторане, который труппа снимала на ночь, Брондуков вышел покурить на улицу, но путь обратно ему преградил швейцар, пригрозивший вызвать милицию. Мол, здесь заведение для благородных людей, а не для таких пьяниц и бродяг.

Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся. Но швейцар стоял стеной, и лишь когда на улицу вышел кто-то из коллег актера, ситуация разрешилась.

Звездная роль окончательно похоронила мечту Брондукова сыграть что-то серьезное. После «Афони» и режиссеры и зрители видели в нем алкаша и тунеядца, причем многие люди думали, что он и по жизни такой же. Уж слишком его образы были близки к реальным персонажам на «земле». Хотя на самом деле проблем с алкоголем у Брондукова никогда не было. А его знакомые говорили, что он не был ни простаком, ни глупцом, ни недотепой – много читал, много знал и умел.

Дмитрий Харатьян, с которым они вместе снимались в фильме «Зеленый фургон», позже удивлялся тому. Насколько внешность может быть обманчивой. Во время съемок – Брондуков туповатый смешной красноармеец, а в перерыве – красноречивый и умный собеседник.

Не жил, а доживал

С распадом СССР Брондуков остался в Украине, хотя его звали в Москву. Он строил большие планы – но в новых реалиях оказались невостребованными не только отдельные артисты, но и сам кинематограф в целом. Потом актер заболел, и стало уже не до кино. Правда, государство назначило ему доплату к пенсии за заслуги перед Отечеством. Заслуги оценили в 15 долларов. Семья перебивалась кое-как, ведь всегда кормильцем был сам артист.

Первый инсульт Брондуков перенес в 1984-м, когда ему было всего сорок шесть. Он был очень «тяжелым» - отнялась речь, а врачи разводили руками. Но жена Екатерина выходили своего «Федула» и буквально поставила на ноги. Он даже пробовал снова сниматься. Однако самостоятельно озвучивать свои роли уже не мог – его речь так полностью и не восстановилась.

В 1993 г. Брондукова сразил второй инсульт, после чего он трое суток находился в коме. Жена уволилась с работы, чтобы ухаживать за ним: ходить и говорить снова пришлось заново. В это время семья осталась фактически без денег. Того, что платило государство, не хватало даже на еду. А ведь еще нужны были и лекарства. В перерывах между заботой о муже супруга Екатерина зарабатывала тем, что шила на заказ концертные костюмы звездам эстрады.

Когда же актер немного отошел болезни, в кинематографе наступил кризис – предложений не было совсем. Положение семьи было настолько бедственным, что часто приходилось кормиться пирожками и булочками, которые давали артисту прохожие, узнавая его на улицах. А на рынке знакомый мясник передавал ему сумку костей «для собаки», из которых семья варила себе суп на неделю.

Позже Екатерина вспоминала, как в их доме время от времени появлялись молодые парни бандитского типа. Ребята слишком смущенно для их внешности справлялись о здоровье Брондукова, потом пихали хозяйке купюры и быстро исчезали. Понятно, что парни выполняли чье-то поручение. Возможно, это были какие-то «авторитеты» – поклонники таланта Брондукова, которые не желали светиться.

Тем временем Брондукову становилось все хуже. Он перенес еще два инсульта, и в последние годы жизни, начиная с 1997 года, с постели уже не вставал. Не мог даже разговаривать. Свои чувства мог выражать лишь слезами. Знаменитый артист плакал от тоски, унижения и собственной беспомощности.

Фактически актер медленно угасал, и лишь благодаря отчаянной битве за его жизнь супруги Екатерины Брондуков протянул еще семь лет. 10 марта 2004 г. его не стало. А мы по-прежнему надрываем животы от смеха, просматривая фильмы с его участием…

Полная версия