В 60-е она была узнаваема и в Советском союзе и на Западе. Но одна единственная фотография едва не сломала ее жизнь, и сделала ненужной своей стране.
В конце 60-х в журнале Vogue появилась потрясающая фотография «советской Твигги» – манекенщицы Галины Миловской. Красотка сидела в брючном костюме на брусчатке Красной площади, спиной к кремлевской стене, широко расставив свои шикарные длинные ноги...
Казалось – вот она слава, ешь ложками. Но фотография сломала ее судьбу. Советские власти обвинили Миловскую в том, что она позорит страну: сидит в неподобающей позе спиной к Кремлю, чуть ли не на прахе Сталина! Перед Галиной в родной стране захлопнулись все двери. Фактически ей не оставили другого выбора, кроме отъезда на Запад.
Звезда несуществующей профессии
Профессии «модель» в советские времена не существовало даже близко, поэтому девушек, ходивших по подиуму, называли «демонстраторами одежды» или «манекенщицами». Хотя некоторые советские «демонстраторы» явно переросли уровень «манекенщиц». Яркий пример тому – Галина Миловская.
Девочка родилась 1949-м в Москве, в очень бедной семье. Мать одна тащила детей, с детства им толкуя про надежную рабочую специальность. Но маленькая Галя мечтала стать актрисой. И даже попыталась исполнить свою мечту. Высокая, тоненькая блондинка, с тонкими чертами лица и огромными глазами – этакий современный на тот момент идеал женской красоты, Галина сходу поступила в театральное училище им. Щукина.
Знания студентка схватывала на лету, а вот в остальном жилось непросто. Стипендии в 30 рублей с трудом хватало даже на еду. В поисках подработки Галина послушала совета подружки и пришла во Всесоюзный институт ассортимента легкой промышленности, который предлагал девушкам подработку в качестве демонстраторов одежды.
Пошла денег подзаработать, а нашла свою судьбу. Благодаря внешним данным, встречена была на «ура», и кто-то из руководства института уже тогда сказала, что «девочка похожа на Твигги». Была на Западе такая супермодная модель. Галину приняли в отдел перспективы моды, а началась работа. Никаких тебе курсов или наставников – девочки сами учились ходить по подиуму, вырабатывали модельную походку.
У Галины получалось и ее заметили. На нее, как на «демонстратора», начался повышенный спрос. Хотя ее успех можно было назвать делом относительным. В те времена выбранная ею профессия не считалась престижной. В СССР, где даже «секса не было», морали уделялось особое внимание. В эпоху, когда даже чересчур открытые коленки считались обнажением тела, а невинное декольте – оскорблением окружающих, стать народной любимицей в качестве «демонстратора» было невозможно.
А уж любое неуважительное отношение к символам советской власти жестко наказывалось. И хотя сталинские времена были уже позади – за политический анекдот по-прежнему можно было попасть в тюрьму, а за восхищение западным образом жизни – лишиться работы и вылететь из комсомола.
Скандальные фото и табу на карьеру
Но иногда советские власти давали «слабину», чтобы показать всему миру открытость и дружелюбность СССР. В 1967 году в «союзе» прошел единственный Международный фестиваль моды. Это событие собрало целую толпу иностранных журналистов и фотографов, искавших новые лица. Одним из открытий фестиваля стала Галя Миловская, ее образ запомнился ведущему фотографу журнала «Вог» Андре де Роне.
Спустя два года знаменитый фотограф вновь приехал в Москву, чтобы провести фотосессию для журнала «Вог». Но у него было жесткое условие – снимать он будет только Миловскую. При этом журнал получил невиданные разрешения от советских властей на съемки в Оружейной палате Кремля и на Красной площади.
Сама Миловская позже вспоминала, что съемки в палате проходили под наблюдением почти двух десятков автоматчиков, а за сами съемки, которые обычно серьезно обогащали западных манекенщиц, она не получила ни копейки. Не говоря уже об иностранной валюте.
Возможно, ажиотаж вокруг всего этого постепенно бы угас, только вот одна из фотографий сессии привела чиновников в бешенство. На фото девушка сидит, раздвинув ноги, на фоне Кремля и мавзолея. Причем, сидит, в одежде.
Галину вызвал «на ковер» министр легкой промышленности, который долго кричал, брызгая слюной и поливая матом, обвиняя ее в оскорблении самого святого – Ленина. «Ты бы еще голой по Красной площади прошлась», - вопил он, махая руками.
С этого момента Миловская лишилась возможности сниматься в иностранных журналах и стала «невыездной». «Стрелы» в нее сыпались со всех сторон, и до кучи Галину исключили из «щукинки» за аморальное поведение. Так что, путь в актрисы отныне был закрыт.
А тут, словно нарочно, художник Анатолий Брусиловский, у которого Миловская была моделью, организовал мероприятие для своего знакомого, известного фотографа Кайо Марио Гаррубба из итальянского журнала «Эспрессо» яркую фотосессию. Художник пригласил Галю в качестве модели и сделал на ее обнаженном теле красивую роспись в виде цветов, бабочек и птиц. Фотограф снял весь этот процесс и напечатал в своем журнале.
Обнаженная советская девушка да в западном журнале – такого Миловской уже простить не могли. Да еще под скандальным фото была напечатана запрещенная тогда в СССР поэма «Теркин на том свете» поэта Твардовского.
Галине кислород перекрыли полностью, хотя с Запада приходили очень заманчивые и настойчивые предложения. Например, владелица очень крупного модельного агентства Эйлин Форд сделала немало для того, чтобы подписать с Миловской контракт. Она даже добилась того, чтобы в СССР было направлено письмо от президента Никсона.
Но советская власть была непреклонна. И, по правде говоря, не будь Миловская столь известна на Западе, она могла вполне очутиться в тюрьме. Но после такой шумихи в мире вокруг ее персоны, Миловскую трогать не рискнули.
Изгнание на чужбину и счастье без родины
Постепенно Галина поняла – на Родине ей больше не жить. И решилась уехать из СССР, тем более власти как бы сами подталкивали ее к этому. С помощью связей Брусиловского она сначала выехала в Израиль, а в апреле 74-го вылетела в Рим.
Она сразу же окунается в привычный мир моды – ее буквально разрывают на части. Галина участвует в одном конкурсе за другим. И удивляет фотографов одной особенностью – ни на одной сессии девушка не улыбнулась. Но разве им было понять тоску по Родине?
Влившись в западный модный бизнес, Миловская позже обосновалась в Лондоне, снималась для многих европейских журналов, часто бывала в Париже. Достойно зарабатывала и красиво жила. И хотя ни разу не позволила себе дурного слова об СССР, многие на Западе использовали ее образ, как политический, даже называя «Солженицыным в юбке».
Но, как позже выяснилось, не политика, не даже модельный бизнес оказались самым важным в жизни Галины. Когда после короткого знакомства с банкиром Жан-Полем Дессертином она вышла за него замуж, Миловская отказалась от карьеры модели ради семьи.
Родила дочь, потом закончила факультет режиссуры в Сорбоне, снимала документальные фильмы. После перестройки в СССР впервые после отъезда побывала на Родине, чтобы потом еще не раз туда вернуться. Галина Миловская считает себя успешной женщиной со счастливой судьбой. Жалеет лишь об одном – что не стала счастливой там, где родилась.