В кровавые 20-е годы прошлого века «красные» и «белые» бились насмерть. В рядах и тех и других были женщины, о которых история до сих пор помнит с содроганием.
Время крови и разрухи
Гражданская война была страшным временем для России. Новая власть свои порядки устанавливала «кровью и потом». Старая власть отвечала тем же. Города и села часто переходили из рук в руки, врага при этом не жалел никто. Причем, врагами вполне могли стать женщины, дети и старики.
Поддерживать новый порядок на освобожденных от белых территориях Советской власти помогала Всероссийская чрезвычайная комиссия, о жестокости членов которой до сих ходят страшные легенды. Особенно много работы у ВЧК было на юге России и на Украине.
Именно туда, на берег Черного моря, отходили армии белых генералов. Именно там происходили одни из самых яростных схваток Гражданской войны. Именно там мирные обыватели легко превращались в «пособников» белогвардейцев. Именно там их пытали и убивали в местных ЧК. Пытать и казнить «контру» для новоявленных чекистов зачастую было в порядке вещей.
Много душегубов в кожаных куртках и с наганом в руке помнят те смутные времена. Немало было среди них и представительниц «прекрасной половины» человечества, хотя в данном случае говорить о прекрасном приходится едва ли.
Руки этих чекистов в юбках в крови были не меньше, чем у коллег-мужчин. Если не больше. Имена некоторых женщин-карателей сомнению не подлежат. Их биографии известны и давно лежат в специальных архивах.
В Архангельске прославилась зверствами жена начальника «чрезвычайки» Кедрова – Ребекка Майзель-Пластинина. В Екатеринославле – Конкордия Громова, в Крыму – товарищ Землячка, настоящее имя которой Розалия Самуиловна Залкинд. А в Одессе новые порядки устанавливала товарищ Дора.
Это ее признали «главным убийцей одесской ГубЧК». Это на ее совести, как говорят, десятки или даже сотни загубленных и замученных людей. Это она пытала арестантов, сдирая с них «буржуазные перчатки», то есть кожу рук вместе с ногтями, и втыкала каблучок-шпильку в половые органы.
Все, что об этой женщине известно, можно подвергнуть сомнению. Кроме одного. Она на самом деле была палачом и садисткой. А до этого ее называли разными именами и фамилиями, ей причисляли разные профессии – от проститутки до актрисы. И даже ее казнь некоторые историки ставят под сомнение. Одни утверждают, что ее повесили на площади сами красные - потому что народ был готов поднять на бунт из-за кровавой женщины-палача. Другие говорят, что казнили Дору белые, заняв на несколько дней Одессу.
Так кем же была казнена товарищ Дора? Белыми или красными? И кем она была? Пламенной революционеркой или безжалостной душегубкой? Или сочетала в себе обе ипостаси? Ответ неизвестен. Эта женщина давно превратилась в миф.
Демон одесской ЧК
Много историков пытались установить истинную биографию Доры. Но безуспешно. Мало чем могли помочь исследователям и архивы. В документации молодой советской республики царил такой же хаос, как и в большинстве других сфер жизни. Во многом из-за этого биографии палачей обросли мифами и легендами. Так произошло и с Дорой.
По сохранившимся данным, Дора, получившая прозвище «демон одесской чрезвычайки», до революции зарабатывала на жизнь продажей собственного тела. Причем, как говорили очевидцы, была по-настоящему фанаткой «древней профессии».
Кстати, и имя «Дора» тоже не факт, что настоящее. В разных работах и статьях ее называют то Верой Гребенниковой, то Гребенщиковой, то Дорой Любарской, то вдруг упоминают фамилию Евлинская. Но как бы сию особу не звали, при одном упоминании о ней Одессу бросало в дрожь.
Дора (будем называть ее так) заработала печальную славу жестокой, изощренной садистки. Революция развязала чекистке руки: еще не так давно никчемная проститутка, которую мог пнуть каждый, получив власть, могла делать со своими жертвами все, что приходило в ее извращенный ум. А ум был на самом деле извращенный. То, что она делала с людьми, особенно с белыми офицерами, даже просто читать страшно.
По воспоминаниям местных, знавших не понаслышке о зверствах Доры, женщина своими руками мучила и убивала арестованных. При этом любила глядеть жертве в ее затухающие глаза. Говорят, у нее даже собственный набор «инструментов» был, при помощи которых она пытала пленников.
По разным подсчетам, Дора была настоящей «стахановкой» в сфере пыток и убийств - количество замученных и расстрелянных жестокой исполнительницей достигало от 400 до 800 человек. А ведь Доре на тот момент едва двадцать исполнилось. Девчонка еще совсем, а жестокости на сотню палачей хватит.
Собирательный образ сатаны в юбке?
В свое время первым зверства этой женщины описал историк и политический деятель Сергей Петрович Мельгунов. В его книге «Красный террор в России. 1918 – 1923» исполнительница фигурирует под именем Веры Гребеннюковой. Однако быстро появились те, кто противопоставил собственные версии той истории, что поведал Мельгунов.
К примеру, одна из версий гласит, что образ Доры придумали и даже сняли некий фильм в штабе белого генерала Деникина, чтобы показать, так сказать, лицо новой власти.Мол, так на свет и появилась кровавая чекистка Дора Евлинская.
Были ли это вымышленный персонаж или кинообраз взят с реального человека, остается лишь гадать. Достоверно известен лишь конец «товарища Доры», как бы ее там на самом деле не звали. 20 сентября 1919 года на страницах газеты «Одесский листок» прошло сообщение об аресте сотрудницы ЧК, которая своим поведением запятнала, как сейчас говорят, «честь мундира».
Следствие над арестованной шло несколько месяцев, а в январе 1920 года садистку постигла участь ее жертв: женщина была казнена. Перед смертью она якобы оставила свои соратникам письмо, в котором признается в любви к революции и не жалеет ни о чем.
Поговаривают, что, несмотря на ее жестокость даже в сравнении со своими кровавыми коллегами, Дору могли оправдать и просто направить куда-нибудь в другое место вершить «правое дело». В то время было не до сантиментов с врагами, и большевикам такие «Доры» были необходимы.
Только вот народ в Одессе бурлил и все время, пока шло следствие, требовал садистку или прилюдно расстрелять или отдать людям на самосуд. Опасаясь бунта, местные чекисты приняли решение принести свою кровавую соратницу в жертву в обмен на успокоение людей.
Говорят, после того, как Дору расстреляли, местным жителям было дозволено подходить и смотреть на ее тело, чтобы убедиться, что это именно она. Большинство тех, кто хотел воочию удостовериться в смерти палача Доры, пинали тело ногами и плевали в него… Страшные были времена…