Как футболист Николай Старостин поссорил Берию с Василием Сталиным
В 30-е годы футбол в Советском союзе курировали на самом верху. И спорные ситуации зачастую решались не на поле, а в… камерах-одиночках.
Повернуть историю вспять
Регулярные чемпионаты страны по футболу стали проводиться в СССР с весны 1936 года. Основными конкурентами были два спортивных общества «Динамо» и «Спартак». И когда последний взял в 37-м «золото», кураторы их соперника из НКВД сразу бросились исправлять положение. Тогда это делалось путем репрессий.
Правда, братьев Старостиных первое время не тронули. Главные звезды страны – их популярность в народе просто зашкаливала. Тем не менее, многих их друзей, так или иначе причастных к успеху «Спартака» арестовали и посадили.
Между тем, в футбольном чемпионате-38, да и в следующем тоже золотые медали вновь достались «Спартаку», который еще и Кубок страны взял, победив в четвертьфинале тбилисское «Динамо», которое лично патронировал новый нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Эта победа переполнила чашу терпения Берии, и он решил повернуть историю вспять.
Красно-белые победили динамовцев со счетом 1:0, забив спорный гол. На этом и решил сыграть Берия. По его совету тбилисцы подали протест, который был отклонен. При этом, пока динамовцы из столицы Грузии продолжали оспаривать свое поражение, «Спартак» успел дойти до финала и выиграть кубок. Но Берию такой исход не устроил, и он пустил в ход все свое влияние, чтобы Комитет физкультуры аннулировал решение футбольной секции и принял решение о переигровке четвертьфинала. И хотя на фоне уже сыгранного финала ситуация выглядела абсолютно абсурдной, спорить с Берией никто не решился.
Но когда и в переигровке вновь победил «Спартак» 3:2, Старостины стали личными врагами Берии. Историки утверждают, что Лаврентий Павлович приказал «состряпать» дело на главного спартаковского бомбардира Николая Старостина под любым предлогом.
Весной 1942 года Николай Старостин заметил, что за ним следят: во время перемещений по городу за его машиной неотступно следовал один и тот же автомобиль. Через знакомых в Московском горкоме спортсмен выяснил, что слежку за ним ведет МГБ, но предпринять ничего не успел. 20 марта Николая Старостина, и его братьев Андрея, Петра и Александра арестовали.
В лубянской тюрьме Николая Старостина продержали без малого полтора года. Ему и его братьям упорно «шили» статью о покушении на жизнь самого Сталина, которое они якобы собирались совершить во время парада на Красной площади еще в 1937 году. Братья долго не сдавались – но методы «убеждения» в те времена были, так сказать, особенные. В конце концов, все они признали себя виновными. В ноябре 1943 года состоялся суд над Старостиными – каждый их них получил по 10 лет лагерей.
Футбол и каторга
Братьев раскидали по разным зонам. Но их слава докатилась и до этих мест. Так что, к примеру, у Николая Старостина жизнь в неволе оказалась не самой страшной. В некоторых лагерях делами заправляли ярые фанаты футбола. И хотя его не раз перекидывали из одной колонии в другую, любители футбола находились везде.
Лишь однажды Старостину за все время отбытия наказания довелось побывать не лесоповале – и то на очень короткое время. К примеру, в Хабаровске он, будучи заключенным, вместо арестантской робы ходил по гражданке и тренировал одну из местных команд.
По большому счету, единственное место, где Старостин вплотную сталкивался с другими зеками была пересылка, где случиться могло всякое. Но из здесь никто из даже самых отпетых уголовников не поспел обидеть звезду советского футбола.
Уже в Хабаровске Николай Старостин узнал о том, что Великая Отечественная закончилась. Как и у миллионов других советских заключенных, у него появилась надежда на свободу. Однако, Старостиных амнистия обошла стороной.
Между двух наковален
В 1948 году в Москве бурную спортивную деятельность развел сын вождя народов Василий Сталин, один из немногих, кто не боялся Берии. Под его началом была создана команда ВВС, куда Василий стал набирать лучших игроков со всей страны. Тренером футбольного клуба новоявленный меценат во что бы то ни стало решил поставить Николая Старостина.
К тому времени тот уже считался досрочно освобожденным, однако, без права приезжать в Москву. Но для сына Сталина такой запрет не был большой преградой. За Старостиным из самой Москвы вылетел личный борт Василия и доставил спортсмена в столицу, где ему буквально за один день восстановили в паспорте столичную прописку.
Однако, спустя некоторое время к Старостину домой явились характерные люди в штатском и объявили, что его прописка аннулирована и ему необходимо возвращаться обратно в Сибирь. Или в любой другой город из списка разрешенных. Старостин выбрал теплый Майкоп. Но на прощание решил предупредить о своем отъезде своего благодетеля.
Когда сын вождя узнал, что произошло, гневу его не было предела. Василий лично привез Старостина в свой охраняемый особняк и поселил у себя. Люди Берии туда, понятное дело, не были вхожи. Правда, Старостину быстро надоело находиться в роли затворника, и однажды он решил повидать жену с дочкой. Тайком приехал к себе домой и провел там ночь. А когда с утра пораньше выходил из дома, ищейки Берии подхватили его под «белы ручки» и посадили на поезд в сторону Майкопа.
Но Василий Сталин снова оказался верен себе. Уже в Орле поезд догнал начальник контрразведки Василия Сталина и вновь вернул Старостина в Москву. А спустя несколько дней сын вождя специально, чтобы утереть нос Берии, привез Старостина с собой на стадион, где играли бериевское «Динамо» и его ВВС.
В этой ситуации Николай Старостин просто стал разменной монетой в играх больших людей. И когда после жалобы Берии Сталину, что его сын покрывает беглого ссыльного, вождь дал своему соратнику полный карт-бланш, тот сполна отыгрался на футболисте. Теперь уже солнечным Майкопом не пахло. С «легкой» руки Берии Николая Старостина отправили на пожизненную ссылку в Казахстан.
Правда, и там Старостин без любимого дела не остался: в Алма-Ате он поднимал тамошние футбол и хоккей. А там и 53-й настал, когда арестовали уже Берию, а «дело Старостиных» пересмотрели. К тому времени Андрей Старостин жил в Норильске, Андрей, ему повезло меньше всех – валил лес в Соликамске, Петр находился в ссылке под Тулой. В марте 1955 года уголовное дело братьев Старостиных было прекращено - им разрешили вернуться в Москву. С тех пор жизнь этой семьи уже ничего не могло оторвать от любимого футбола. Но это уже совсем другая история…