Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Как тотальный дефицит оставил без командования целый советский флот

Почти 37 лет назад в небе под Ленинградом произошла трагедия - разбился самолет с командованием Тихоокеанского флота на борту.

Трагедия людская и стратегическая

16 адмиралов и генералов, 11 капитанов первого ранга, в том числе командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов – в общей сложности 50 человек, практически вся элита Тихоокеанского флота. Таких потерь среди высшего офицерского состава единовременно у СССР не было даже в годы Великой отечественной.

Конечно, трагедию мгновенно засекретили. Разве что, ведомственная «Красная звезда» дала короткий некролог, и то, без подробностей. Более того, даже близкие погибших ждали официального уведомления о смерти целых шестнадцать лет. Это произошло уже в новой России – в 1997 году.

Но зная, что разведки вражеских стран работают не покладая рук, советское руководство на всякий случай даже привело весь флот на Тихом океане в полную боевую готовность. Вдруг кто-то решит воспользоваться отсутствием у моряков руководства и нападет?

Короткий полет «сто четвертого»

Что же касается хода событий, то дело происходило так. В начале февраля 1981 года в Ленинградской военно-морской академии состоялся ежегодный сбор высшего командного состава всех флотов Советского Союза. После мероприятия высшие чины разлетались по своим флотам. Вылет тихоокеанцев был назначен на 7 февраля.

Как свидетельствуют очевидцы, ТУ-104, еще не оторвавшись от земли, вдруг вильнул со своей полосы в сторону. Но все-таки взлетел. Однако, на небольшой высоте его правое крыло дало крен и зацепило земляной вал в конце аэродрома. Самолет рухнул на землю и тут же взорвался – ему предстоял долгий полет и баки его были залиты под завязку. Все находившиеся в самолете пассажиры и члены экипажа погибли моментально. 52 человека.

Но как порой бывает в таких историях, в трагедии оказались и двое счастливчиков. Командующий Камчатской военно-морской флотилией вице-адмирал Геннадий Хватов решил еще денек походить по Ленинграду и не полетел вместе со всеми. А начальник штаба Тихоокеанского флота Рудольф Голосов, буквально за час до рокового рейса отпросился у командующего, чтобы слетать к дочери в Североморск.

Адмиралов мог спасти еще больший перегруз

Перебрав все версии трагедии, члены специальной правительственной комиссии разглядели ошибку экипажа, допустившего перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза, в результате чего у самолета сместился центр тяжести. Лайнер накренился и перестал быть управляемым.

Но что могло создать такую перегрузку на самолет, в котором летело лишь полсотни человек? Выяснилось и это. Бравые военные оказались обычными людьми со своими слабостями. В эпоху тотального дефицита побывать в Ленинграде и побороть искушение ничего не привести домой было нереальным. Говорят, в самолет загружали бесчисленное количество коробок и ящиков с вещами, бытовой техникой, мебелью…

Никто не считал, сколько все это весит. А если и считал, в любом случае экипаж едва ли что-то мог возразить высокопоставленному флотскому начальству. В итоге командир борта Инюшин рискнул поднять в воздух самолет, который по более поздним предположениям специалистов при максимально разрешенной загрузке в 9 тонн принял на борт груза чуть не в два раза больше.

Бывалые летчики, говорят о том, что экипаж в такой ситуации ничего сделать не мог. Однако, говорят и удивительные вещи. У «Ту-104» был шанс спастись, если бы внутрь загрузили… еще пару-тройку мебельных гарнитуров. В этом случае самолет сел «на хвост» прямо на аэродроме и просто бы не взлетел. За такие «танцы» на взлетной полосе летчики получили бы нагоняй, но все остались бы живы.

Сгоревшие заживо

Но когда трагедия уже произошла, спастись шансов ни у кого не было. Тридцать тонн керосина в баках сделали свое черное дело. Взрыв, а потом и пожар были такой силы, что больше часа в самолету не могли приблизиться пожарные команды. Оставалось только, сжимая кулаки, наблюдать, как оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирает останки металла и людей.

Ответственным за трагедию, в конце концов, назначили не летчиков Ту-104, а командира авиационной дивизии, базирующейся на Дальнем Востоке, к которой был приписан самолет, полковника Яковлева, лишившегося должности. Хотя мог пойти и под трибунал.

Большинство же погибших, вернее, их останки были похоронены 12 февраля 1981 года в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году на могиле был воздвигнут мемориал, в 2000 году на памятнике была сделана надпись: «…погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года…». Начиная с 1991 года, ежегодно 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Петербурга служится панихида по погибшим морякам.

15 июня 2000 года в храме была открыта мемориальная доска с их именами. Памятник командованию Тихоокеанского флота, погибшему в авиакатастрофе под Ленинградом, открыли 7 февраля 2017 года и во Владивостоке, куда без малого 37 лет назад так и не вернулся Ту-104-й...

Полная версия