Даже в эпоху строгой морали, которую проповедовали в Советском союзе, люди нередко женились или выходили замуж по расчету.
Павел Дыбенко и Александра Коллонтай – брак без венчания
Захватившие власть большевики декларировали новый подход к семейным ценностям, а Коллонтай была в авангарде борьбы за новую пролетарскую мораль и своим примером показывала, что такое брак по-советски.
Их союз был неравным во всех отношениях. Большая разница в возрасте, происхождении, социальном положении и круге общения удивляла многих: потомственная дворянка, знавшая с десяток иностранных языков Коллонтай полуграмотный крестьянский сын. Ей - 45, ему – 28.
Брак Дыбенко и Коллонтай часто называют первым советским браком. В том смысле, что в церковь венчаться пара не ходила. Любили ли они друг друга? Кто знает… Но чувства там били через край. Например, в 1918 году Коллонтай спасла жизнь Дыбенко после того, как он во время боев сбежал с немцами в Гатчину. Ему светил трибунал и расстрел, но его жена, рискуя своей карьерой и даже свободой, вымолила у Ленина прощение для человека, которого вождь пролетариата публично называл предателем.
Над их браком смеялись многие, называя брак «распутной бабы и разбойника с большой дороги» образ семьи нового типа. А уж об их сексуальных похождениях и обоюдных изменах не слышал разве что глухой. Однажды, говорят, даже Ленин пошутил, что даже расстрел был бы для Коллонтай и Дыбенко не столь суровым наказанием, как принуждение к пятилетней супружеской верности.
Их сумасшедший брак на самом деле продержался пять лет. Александре Коллонтай, которая всегда критиковала старые семейные ценности, надоело сохнуть от ревности по гуляющему мужу, и, подав на развод, она на десятки лет уехала на дипломатическую работу за рубеж. Дыбенко быстро женился на другой. Позже успешно двигался по армейской карьерной лестнице, но в 38-м попал под массовые «чистки» комсостава и был расстрелян.
Владимир Маяковский и Лиля Брик с мужем – «шведская семейка»
Маяковский познакомился с супругами Бриками в 1915 году. Роман начинающего поэта с хозяйкой богемного салона разворачивался на глазах мужа Осипа Брика. Более того, в 1918-м Маяковский переехал в квартиру Бриков, и в полном соответствии с новой революционной моралью, отрицавшей собственнические отношения, законный супруг и постоялец начали делить Лилю на двоих. Что интересно, даже в таком составе участники «трио» умудрялись заводить еще и романы на стороне. Тем не менее, такое сожительство продолжалось до самой смерти поэта.
Кстати, несмотря на то, что брак Маяковского и Брик не был заключён, их отношения были признаны советским государством как семейные. Именно Лиля Брик станет законной наследницей Маяковского, получив и половину прав на его литературные труды.
Николай Ежов и Евгения Хаютина – муж и жена одна сатана
Неказистый коротышка Ежов и эффектная Хаютина, вращавшаяся в богемных кругах и имевшая десятки любовников среди писателей, вместе смотрелись просто смешно. Однако, Ежов в те времена ходил в сталинских фаворитах – так что, Хаютина закрыла глаза на внешность Ежова, увидев в нем прежде всего выгодную для себя партию.
Правда, страсть к любовным похождениям никуда не делась и Евгении и после замужества. Бесившийся от ревности Ежов устраивал за ней слежки и, будучи уже наркомом внутренних дел, даже жаловался Сталину на одного из предполагаемых любовников жены – писателя Шолохова. Но в ответ получил нагоняй от вождя народов, которому и популярный в то время Шолохов накатал жалобу. Мол, нарком использует свое служебное положение, чтобы лезть в личные дела советских граждан.
Повод избавиться от жены-изменщицы Ежов нашел позже, когда арестуют несколько человек из ее друзей. Сначала объявил супругу сумасшедшей и спрятал в психушку. А потом решил поставить точку и, как говорят, просто отравил.Правда, и сам Ежов кончил плохо. Весной 1939 года он был арестован и в следующем году расстрелян.
Светлана Аллилуева и Уильям Питерс – прощай СССР?
Брак дочери вождя народов Иосифа Сталина с гражданином капиталистических Соединённых Штатов Америки Уильямом Питерсом и в страшном сне себе было не представить. Тем более, именно при её отце был издан указ «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами».
Но у Светланы было свое мнение на этот счет. Три неудачных брака к 33 годам, запрет на очередное замужество, когда Светлана ответила согласием своему индийскому другу Браджешу Сингху, и никаких перспектив устроить свою личную жизнь.
Видимо, Светлане надоело быть птицей в золотой клетке, и под надуманным предлогом приехав в Индию, она отказалась возвращаться домой, попросив у американцев политического убежища. Перебравшись в США, в 1970 году единственная дочь Сталина в 44 года вышла замуж за американского архитектора Уильяма Питерса. В браке родилась дочь, однако он оказался совсем недолгим. Примерно в 1972 году супруги развелись.
В середине 80-х Светлана неожиданно вернулась в СССР, но через полтора года со скандалом снова уехала в Америку, поклявшись, что ноги ее больше не будет в Советском союзе. До конца жизни она жила за границей и скончалась в 2011 году в возрасте 85 лет.
Галина Брежнева и Игорь Кио – десятидневный брак с юнцом
Дочь генерального секретаря ЦК КПСС всегда была особой, мягко скажем, эксцентричной, что влияло и на выбор ею мужей. К тому времени, как она встретила юного сына знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио – Игоря, она уже успела побывать в браке с циркачом Евгением Милаевым, на брак с которым Брежнев дал добро скрипя зубами. А тут и вовсе безусый юнец.
Когда эти двое познакомились – ему было 18, ей – 33. И буквально спустя несколько недель после начала страстного романа они поженились. Тайно. Просто Галина слишком хорошо знала своего отца и понимала, что его благословения в данном случае она не получит.
Существуют разные версии о том, как именно Брежнев узнал об очередной свадебной выходке дочери. По одной из них, генсек, любящий иногда послушать им же запрещенный «Голос Америки», услышал новость про Галину именно из эфира этого радиоканала.
Так это или не так, но когда Брежнев узнал о странном союзе дочери,разговор был коротким. В Сочи, где тогда отдыхали молодожены, прибыли оперативники. Которые посадили Галину на самолет до Москвы. Там ее тоже встречал «почетный» эскорт. Юного мужа Кио оставили на месте, вырвав из паспорта страницу, где стоял штамп о регистрации брака. Позже ему пришлось менять документ и долго объяснять в паспортном столе, почему у него вырвана страница паспорта именно в этом месте.
Брак продлился всего десять дней – правда, насильно разведенные Кио и Брежнева продолжили встречаться. Когда генсек узнал, что его ослушались, он подключил к делу всемогущий КГБ. Кио вызвали на Лубянку и «доходчиво» объяснили, в чем именно он не прав.
Парень понял все правильно – выбросил любовь к экс-супруге из головы, предоставив свободу выбора и бывшей половине. Галина Брежнева пошла совсем по наклонной и умерла в 1998 году в подмосковной психиатрической клинике. Кио прожил достойную жизнь, стал не менее знаменитым, чем его отец и скончался в 2006 году.