Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Бандитские города мирной страны советов

В стране победившего социализма не могло быть ни мафии, ни организованной преступности. Зато были целые города, в которых даже в тихие советские времена гремели настоящие криминальные войны.

«Тяп-Ляп». Как рождались ОПГ

Казань «прославилась» на всю страну в середине 70-х годов 20-го века, когда город буквально захлестнула волна молодежной преступности. Банды малолеток, поначалу просто мерявшиеся силами, начали захватывать и безнаказанно контролировать целые районы.

В какой-то момент из всей когорты разношерстных группировок выделилась банда «Тяп-Ляп», собранная из пацанов – жителей микрорайона «Теплоконтроль». Захватить лидерство среди себе подобных «тяпляповцам» удалось благодаря жесткой внутренней дисциплине и невероятной для тех лет жестокости.

Члены этой банды не просто дрались с конкурентами – они бились в буквальном смысле насмерть. Один из лидеров,  Хантимиров, развивал в своих подчиненных именно культ силы — члены банды активно тренировались в только появившихся и получивших популярность «качалках» и подпольных секциях карате.

Свои навыки и умения пацаны помимо тренировок оттачивали и в «бою», устраивая показательные расправы, в том числе, и над обычными прохожими. Просто для того, чтобы показать, кто здесь хозяин. Например, могли в количестве нескольких десятков вооруженных арматурой «бойцов» прибыть на дискотеку и устроить массовое побоище, причем, чуть ли не под боком у отделения милиции. Тем более, «тяпляповцы» знали — заявления пострадавшие все равно туда не понесут. Все понимали, сегодня тебе просто выбили зубы, а завтра убьют.

А члены группировки постепенно перешли все границы – холодного оружия им уже было мало. Они фактически открыто ходили по городу с пистолетами, автоматами и гранатами, если требовалось, применяя их даже против сотрудников милиции.

Лишь в августе 1978-го после очередной массовой бойни, о которой прослышали в самой Москве, местные правоохранители рискнули вступить с бандой в открытое противостояние, закончившееся разгромом группировки.

Впоследствии четверых самых активных участников банды приговорят к расстрелу, многие получат большие тюремные сроки. Но, несмотря на то, что «Тяп-Ляп» прекратила свое существование, считается, что именно с нее пошло название подобным группировкам — ОПГ, а ее поставленные к стенке главари считаются одними из первых в союзе криминальными авторитетами.

Настоящие «фантомасы»

Ростов заслужил «славу» одной из криминальных столиц страны ещё в досоветское время. Находящийся на пересечении важных автодорог и обладающий большим портом, город издавна привлекал сюда криминальный контингент всех видов и мастей.

В советское время Ростов прогремел в конце 60-х — начале 70-х. Здесь с 1968 по 1973 годы действовала одна из самых дерзких банд во времена СССР — «фантомасы», названные так из-за чулков, которые одевали на головы члены банды при налетах. Главарями банды были братья Толстопятовы.

«Фантомасов» ловили долго, ибо они были крайне осторожны: к каждому преступлению тщательно готовились, а оружием пользовались исключительно самодельным, историю которого не проследишь.

Несмотря на подготовку, не все налеты банды были удачными. Зато о жестокости «фантомасов» ходили слухи один другого страшней. Например, расстрел случайных свидетелей во время одного из разбойных нападений напоминал какое-нибудь «их» Чикаго, но отнюдь не мирный советский город.

Один из членов банды по фамилии Самасюк признавался своим подельникам, что мечтает умереть на мешке с деньгами. 7 июля 1973 года его мечта исполнилась. В ходе перестрелки с милиционерами он получил смертельное ранение. Это была уже агония банды, на счету которой оказалось 14 вооруженных налетов, несколько убийств и порядка 150 тысяч награбленных рублей.  Сумасшедшая по тем временам сумма.

Судебные процессы над участниками этой группировки поставили жирную точку в кровавой истории «фантомасов» — здесь тоже были и высшая мера и большие сроки.

Я одессит – а это значит…

В Одессе всегда существовали крепкие воровские традиции, и местные жулики славились своей изобретательностью. А многие выходцы из Одессы стали впоследствии «звездами» криминального мира. Кто ж хотя бы краем уха не слышал про Соньку «Золотую ручку» или Мишку-Япончика?

А слухи о проделках жуликов с Дерибасовской и Малой Арнаутской молниеносно распространялись по Советскому Союзу и брались на карандаш не только сыщиками, но писателями и режиссерами.

Многие преступные проделки одесских жуликов подносятся с юмором и долей ностальгии – мол, можно наживаться и без крови. Но с изыском.

Кровопролитная Великая отечественная и послевоенные годы ожесточили всех, в том числе и представителей криминалитета. Разгул бандитизма и борьба с ним напоминали отдельную войну. Коснулась «война» и Одессы. Особенно ярко это показано в фильм Сергея Урсуляка «Ликвидация».

И в позднее советское время Одесса не переставала «производить» на свет собственных жуликов и привлекать к себе приезжих, оставаясь одной из криминальных столиц страны. В народе даже говорили — если ты был в Одессе и тебя ни разу не обокрали или не обманули, считай ты в Одессе и не был.

Город с бандитским статусом

Удивительно, но разгулу преступности в 70-е годы прошлого века в этом вполне мирном городе прямо или косвенно повлиял тот факт, что многие его выходцы здорово продвинулись по… партийной линии.

Сам Леонид Брежнев был родом из Днепродзержинска (позже Каменское) Днепропетровской области — возглавил страну, да и его земляки преуспели. Здесь родились и будущий председатель КГБ Виктор Чебриков, и министр МВД Николай Щелоков, и будущий председатель Совмина Николай Тихонов, и помощник Брежнева Георгий Цуканов и другие.

Соответственно, на долгие годы Днепродзержинск был избавлен от разного рода проверок, в том числе и со стороны милицейского руководства. Поэтому здесь вольготно чувствовал себя не только криминалитет, но и, к сожалению, сросшиеся с ним отдельные представители власти.

Особенно в 70-е развернулась преступная группировка Александра Мильченко по прозвищу Матрос. Его подельников называли «амурцами» — по названию района, где вырос их главарь. А беспределила банда в городе без малого 10 лет, что для советских времен считалось нонсенсом. Но с другой стороны, это как раз последствия того, что Днепродзержинск негласно имел особый статус, по которому не подлежал проверкам из Москвы.

Сам Матрос, бывший футболист, помотавшийся в молодости по разным клубам, вернулся в родной город по окончании карьеры и сразу принялся сколачивать банду. Начинали с выбивания карточных долгов, потом перешли на рэкет — трясли всех, кто имел тогда «левый» доход, то есть, барменов, таксистов, дантистов, торгашей.

Банда Матроса была разношерстной. В ней, к примеру, помимо местных блатарей состоял даже чемпион мира по боксу Виктор Савченко. Да и действовал главарь весьма умно: не грабил «клиентов» подчистую, а брал часть, но зато на постоянной основе. В общем, в Днепродзержинск 90-е начались на 20 лет раньше, чем в других регионах бывшего союза.

Постепенно Матрос начал иметь вес не только в криминальной среде, но даже во властных структурах. Делиться он умел, и это давало эффект. Больше десятка уголовных дел в отношении его людей, все-таки открытых в те годы, успешно разваливал тогдашний начальник Днепродзержинского УВД Петр Стужак, состоявший, так сказать, в финансовых отношениях с Матросом.

А «амурцы» становились все более агрессивными,  стали промышлять ещё и тем, что расправлялись с конкурентами цеховиков, работая по найму — кто больше заплатит. У Матроса в банде даже появились штатные киллеры.

На банду обратила внимание Москва в начале 80-х — период так называемых «андроповских чисток». После смерти Брежнева и отлучения от власти многих его земляков, Днепродзержинск потерял свои привилегии: сюда высадилась специальная следственно-оперативная бригада МВД СССР из Москвы, что автоматически означало — полетит много голов.

Не дожидаясь этого, главный днепропетровский милиционер Стужак застрелился. Банду Матроса больше было некому прикрывать — так что, накрыли всех быстро и разом. По «амурцам», правда, не было расстрельных приговоров, но сроки получили все, в том числе, и сам Матрос сел на 12 лет, а банда канула в лету.

Дальневосточный «Общак»

Для того, чтобы Дальнему Востоку стать одним из самых криминогенных регионов, были все условия. Транзит, наличие большого количества лагерей, зон и поселений, удаленность от центра и огромные порой труднодоступные районы с давних времен позволяли бандам контролировать целые районы.

Но некоторые группировки умудрялись распространять свое влияние чуть ли не на весь дальневосточный регион. Например, созданная в Комсомольске-на-Амуре в середине 1980-х годов банда под названием «Общак», впоследствии активно действовала в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Якутске, Благовещенске, Магадане и Южно-Сахалинске.

В портах бандиты «Общака» контролировали разгрузку китайских товаров, японских автомобилей, продуктов питания. Помимо этого «Общак» постепенно подминал под себя контрабандные поставки древесины в Китай, Корею и Японию и даже отчасти контролировал краевую рыбную отрасль, курируя поставки за границу камчатского краба и ценных пород рыбы.

В общем, ОПГ успешно работала по самым «вкусным» направлениям. А все потому, что создатель «Общака» вор в законе Евгений Васин, известный под кличкой Джем, из обычной банды сделал, по сути, целую подпольную корпорацию.

Он не только сплотил вокруг себя самых значимых «авторитетов» и короновал «перспективные кадры», но и воспитывал для введения в преступные схемы сообщества молодежь, начиная еще со школьной скамьи. То есть, фактически создал свою криминальную «академию» для пополнения рядов.

Дошло до того, что Джем одно время содержал летние лагеря по типу пионерских, где бесплатно отдыхали дети и подростки из трудных семей — там «пионеры» получали спортивную подготовку и обучались азам воровской профессии. Ну, а в роли «пионервожатых» выступали обильно татуированные граждане с богатым криминальным прошлым. 

Действуя жестко, а порой просто жестоко, банда плавно из Советского союза переплыла в Россию, из 80-х в 90-е, а потом и в 21-й век и «прославилась» многими кровавыми преступлениями. Это были порой жестокие времена и тогда было пролито немало крови. «Общаковских» силовики разгромили лишь в 2006 году. Сам Джес до суда не дожил, странно скончавшись в камере. Зато четверо его ближайших подельников получили пожизненное наказание.

«Уралмаш» и другие

Урал — сам по себе край богатый. Плюс пересечение многих транзитных дорог. Поэтому в этих местах издавна крутилось много разного рода «соловьев-разбойников». Советские времена не были исключением.

В 70-е годы на Урале пошумела группировка братьев Черепановых, которая занималась угоном автомобилей и разбоем. Самым громким преступлением банды стало ограбление женщины-кассира винного магазина в Свердловске, при котором грабителям удалось похитить пять с половиной тысяч рублей.

В 80-е в Нижнем Тагиле подняла голову банда под названием «Пахан», промышлявшая тем, что при помощи красивых девушек-наводчиц заманивала денежных туристов в безлюдные места и грабила их. Причем, действовала банда всегда крайне жестко и даже жестоко. На счету «пахановцев» несколько убийств.

К концу 80-х большинство старых банд Урала из просто бригад превратились в настоящие ОПГ, контролирующие целые районы, а то и регионы. Тогда же начала выбиваться в лидеры преступного мира ОПГ «Уралмаш», кровавая история которой растянется на многие годы. Но это будут уже лихие 90-е, это будет уже другая страна и… другая история.

Полная версия