Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Россиян оставляют без оплаты смартфоном: банки не хотят подключать СБПэй

Оплата по QR-коду и через кнопку на сайте — это способы оплаты СБПэй.

Оплата через СБПэй (систему быстрых платежей) могла бы стать подспорьем для российского бизнеса и для российских покупателей, которые хотят оплачивать покупки с помощью смартфона. К 1 июля все российские банки должны были подключить у себя эту систему. Однако уже середина сентября, а СПБэй нет у Сбера, Газпромбанка, Тинькофф банка, Банка Открытие и Альфа-Банка. Первые два банка вроде как в процессе подключения системы, но ссылаются на технические сложности. Похоже на то, что банки просто не хотят переходить на систему, которая им невыгодна.

Для чего нужен СБПэй

ЦБ поручил банкам подключить СБПэй после запроса со стороны бизнеса, которому в нынешних условиях важно снизить издержки. Дело в том, что бизнесу дешевле обходится оплата по СБПэй — так он платит меньше 1% комиссии банкам. Принимая оплату картами, офлайн-магазины платят банку 1-3%, а онлайн-магазины — до 5%. Для продавцов это ощутимая экономия. А для банков — ощутимая потеря.

В ЦБ говорят, что большинство банков уже выполнили поручение и подключили СБПэй, но ряд, в том числе системно значимых финансовых организаций, — нет. Как пишет «Коммерсант», к непослушным банкам применят «надзорные меры», но пока непонятно, какие именно.

Какие прогнозы по СБПэй

Эксперты «Ъ» сходятся на том, что СБПэй пока невыгоден никому, кроме бизнеса, да и последнему он замедлит обслуживание клиентов, поскольку оплата по QR-коду занимает больше времени — нужно достать смартфон, отсканировать код, подтвердить платеж. В то время как карту приложил — и готово.

Банкам интереснее развивать свои карточные продукты и получать от них комиссионные доходы. Возможно, им даже выгоднее заплатить штраф ЦБ, чем переводить оплату в СБПэй.

Ну а покупателям, кроме возможности оплатить покупку телефоном, новая система пока тоже ничего не дает. Разве что шанс получить скидку — некоторые магазины предлагают их, если клиент совершит оплату по QR-коду. Но пока это больше похоже на попытку приучить покупателя в новой форме оплаты. К тому же оплата по QR-коду считается для покупателя не покупкой, а денежным переводом, поэтому кешбэк за нее не начисляют.

Читайте также: 5 признаков того, что вы грамотно совершаете покупки

Полная версия