Россиянам все чаще предлагают оплату по QR-коду — кому это выгодно?
Что от этого получают магазины и что — покупатели.
После ухода из России сервисов Apple Pay и Google Pay россиянам стали активнее предлагать оплату по QR-коду. Раньше это встречалось преимущественно в интернет-магазинах, а теперь и в офлайн-магазинах.
Как оплачивать покупки через QR-код
Магазин предоставляет покупателю этот код — в него вшиты стоимость покупки и реквизиты для перевода. Покупателю нужно считать этот код.
Как считать QR-код?
- Через камеру смартфона: она распознает код и открывает банковское приложение, в котором нужно подтвердить перевод средств;
- Через банковское приложение: в нем нужно нажать соответствующую иконку, которая запустит камеру для считывания QR-кода;
- Через приложение «СБПэй»: в нем нужно указать данные своего банковского счета (не карты), а затем также отсканировать QR-код.
Почему магазинам выгодно принимать оплату по QR-коду
Так бизнесу дешевле обходятся услуги банка. За оплату обычными картами офлайн-магазин платит комиссию в размере 1-3% от суммы операции, а онлайн-магазины — и до 5%. Если же покупатель расчитывается по QR-коду, магазин платит банку комиссию меньше 1%. При больших объемах продаж разница для продавца весьма ощутимая.
Поэтому магазинам просто выгодно просить покупателя оплачивать покупки по QR-коду и даже «подкупать» его небольшими скидками для этого.
Какая выгода покупателю при оплате по QR-коду
Во-первых, при такой форме расчета покупатель может получить скидку от магазина (если тот предлагает). Возможно, сейчас магазины дают скидки при оплате QR-кода, чтобы приучить клиента к новой форме расчета, а потом эта «фишка» уйдет.
Во-вторых, клиент может рассчитаться по QR-коду, если у него нет с собой банковской карты. И если человек не использует приложение MirPay для оплаты смартфоном.
Что покупатель теряет при оплате по QR-коду
Поскольку такая форма расчета считается не покупкой, а денежным переводом, покупатель не получает бонусы и кешбэк, которые начисляют именно за покупки. Однако если магазин предлагает скидку за оплату по QR-коду, можно посчитать, что будет выгоднее: получить кешбэк или скидку магазина.
По той же причине оплата по QR-коду может быть невыгодна для пользователей кредитных карт: обычно у кредиток хорошие условия для покупок, но большие комиссии за переводы. А оплата по QR-коду — это перевод.
Наконец, оплата по QR-коду занимает больше времени, чем оплата картой. Придется достать телефон, запустить камеру и выполнить все последующие манипуляции на смартфоне. Оплата же картой происходит за долю секунды, а при маленькой покупке даже не требует пин-кода.