Может ли банк не отдать вклад и что тогда делать
В целом — да, в некоторых случаях банк может не вернуть вклад.
Об этих случаях рассказали эксперты на Sravni.ru. Вообще по закону банк обязан вернуть деньги их владельцу по первому требованию, даже если срок вклада не истек. Но в некоторых ситуациях банк может вполне законно медлить с этим или вовсе отказать.
- Если госорганы заблокировали счет гражданина, заморозили его активы. Так бывает, когда с человека взыскивают задолженность или если в его отношении ведется процедура банкротства. Но гражданина при этом предупреждают, что деньги с его счетов будут списаны принудительно. Здесь бывают ошибки: например, если исполнительное производство ведется против человека с такими же ФИО и датой рождения. Получается путаница с владельцами счетов.
- Если вклад пытаются получить по поддельному или просроченному документу. Банк откажет в выдаче и попросит предъявить оригинальные действующие документы.
- Если банк посчитает, что владелец вклада отмывает деньги. Тогда банк может заморозить движение денежных средств клиента и попросить документы, подтверждающие юридическую чистоту его денег.
- Если вклад забирает не сам вкладчик, а уполномоченное лицо по доверенности. Банку нужно время, чтобы проверить доверенность. Если у него возникнут сомнения, он может отказать в выдаче вклада.
- Если деньги забирает несовершеннолетний. Здесь все зависит от конкретного банка, но обычно, если вклад на имя ребенка открывали родители, то только они могут его закрыть.
- Если банк обанкротился. Тогда у банка просто не будет денег, чтобы выдать вкладчикам их вложения. Но вклады суммой до 1,4 млн рублей в России застрахованы. Если у банка не будет денег, вклады до 1,4 млн вкладчикам вернет агентство по страхованию вкладов. Более крупные вклады могут и не вернуть или вернуть частично.
Если же ничего из приведенного выше не происходит, а банк оттягивает выдачу клиенту его вклада или выдает его частями, — это нарушение закона. Бывает так, что сотрудники банка заведомо вводят некорректные данные в банковскую систему, указывают неполную сумму депозита или вообще не регистрируют депозит. Это уже мошенничество. В подобных случаях клиенту следует обратиться с жалобой в ЦБ и следственные органы и всячески защищать свои права.