Что будет с продуктовым рынком в РФ к концу 2022 года
Осенью ожидается третий этап наступающего кризиса, в котором проявятся изменения, обсуждаемые весной.
Пользователь, работающий в продуктовом ритейле, рассказал в своем блоге, чего ожидать россиянам уже в конце этого года.
Нынешний кризис отличается от всех прошлых. Его можно разделить на три этапа.
Три этапа кризиса
Первый этап — март-апрель 2022. Время неопределенности, тревоги и паники. На фоне этого люди бросились скупать товары первой необходимости (бакалею, бытовую химию, средства гигиены, корма для животных). Это вызвало временный дефицит товаров, к тому же были проблемы с поставками. И это усиливало панику.
Второй этап — май-июль 2022. Адаптация. Мы сейчас здесь, отмечает автор. Люди поняли, что завтра жизнь не закончится, и начали менять стратегию потребления. Магазины под это подстраиваются: ищут бюджетные аналоги, оптимизируют ассортимент, меняют ценовую стратегию.
Третий этап — осень 2022. Новая реальность. Россияне осознают, что оказались в новом мире, где нет многих привычных товаров, где многие вещи физически или финансово недоступны, и так, похоже, будет долго. Но в новую реальность летит не одна Россия, а весь мир.
К чему готовиться россиянам
Похоже, жить придется в обстановке, где сразу куча проблем:
- ухудшение экономической ситуации;
- сильное подорожание продуктов;
- политическая напряженность и санкции;
- новая волна коронавируса, которая, впрочем, сейчас на втором плане.
Изменится стратегия покупателей. Автор предполагает, что люди станут больше ориентироваться на цену и пренебрегать качеством. Со среднего ценового сегмента многие перейдут на более бюджетный.
Продукты СТМ (собственная торговая марка) получат мощный толчок развития. Будут более востребованы «безымянные» товары — вроде простой белой пачки с надписью «сок».
Покупатели будут больше реагировать на скидки. Привлечь человека желтым ценником магазинам будет проще, даже если выгода мнимая.
Качество продуктов упадет. Поскольку крупные международные бренды с российского рынка ушли, здесь больше никто не задает стандартов качества. Поэтому, вероятно, производители начнут экономить на ингредиентах, составы будут менять. Автор отмечает, что обычно покупатель сам отказывается от качества, если покупает что-то по заниженной цене. Например, нельзя же ожидать, что в сосисках за 40 рублей будет мясо. Продукты, считает он, станут хуже, но многих это устроит.
Автор, ссылаясь на исследование, приводит основные позиции нынешней корзины потребителя. На первом месте в ней — мясо, молочные продукты и напитки. Затем идут лекарства и бакалея. От этих позиций покупатели не откажутся, будут покупать товары этих категорий по любой цене.
Интересно, что в топе популярных товаров также — кондитерские изделия и снеки. Растет потребление шоколада, кофе, алкоголя, приводит автор. Возможно, это связано с желанием заесть или запить стресс на фоне происходящего. Отказаться от алкоголя и сладкого люди не могут, экономят в основном за счет отказа от дорогой рыбы и говядины.
Что может быть дальше
Возможно, онлайн-сервисы в России скукожатся, предполагает автор, если не полностью, то откатятся до уровня двух-трехлетней давности, потому что платить за сервис потребитель не сможет.
Пострадают товары категории ЗОЖ. Они полезные, но, как правило, дорогие. На фоне общего стресса они потеряют свою актуальность. Какое авокадо, если на картошку не хватает?
Продукты СТМ и незнакомые марки будут замещать ушедшие бренды. Покупателям придется переходить на новое, альтернатив не будет.
При выборе товара приоритетом будет цена. Покупателей меньше будет интересовать бренд, состав продукта, вес упаковки.
Магазины низких цен вроде «Светофора» будут доминировать. Остальные сети, предполагает автор, будут массово продаваться и банкротиться, если не изменят формат.