Как я вовремя распознала мошенницу, когда продавала товар на «Юле»
Как мошенники себя ведут и что просят.
Автор «Финтолка» Виктория поделилась личным опытом продажи фотокамеры на «Юле». Женщина разместила объявление, едва успела закрыть приложение «Юлы», как ей посыпались сообщения от потенциальных покупателей. Писали в WhatsApp и присылали SMS. Автор посчитала, что такой ажиотаж вызвала цена ее камеры. Но она ошибалась. Вот кто ей писал и чего они добивались.
Общение с первым «покупателем»
Сначала Виктория отреагировала на сообщение в WhatsApp от девушки с милой семейной фото на аватарке. Покупательница первым делом спросила, актуально ли объявление, есть ли у камеры дефекты и как давно ее купили. Автор честно ответила на вопросы — с камерой все было в порядке. Покупательница заявила, что живет далеко и готова взять камеру через безопасную доставку «Юлы». Однако, когда речь зашла о доставке, покупательница заговорила о каком-то курьере: «Если я оплачу доставку и товар, закажу курьера на удобное для вас время, вам будет удобно передать камеру курьеру?». Она также просила автора скинуть адрес, откуда курьер должен забрать товар, и ее ФИО. Автор спросила у покупательницы, о каком курьере та говорит, ведь продавцы на «Юле» сами относят товар в пункт доставки. На этом «покупательница» замолчала и больше не писала.
Общение со вторым «покупателем»
Дальше Виктория начала разговор с еще одной милой покупательницей с котиком на аватарке. Женщина, как под копирку, задавала вопросы о дефектах камеры, времени ее покупки, также заявила, что живет в другом городе. И она тоже предложила провести «безопасную сделку» с участием непонятного курьера. Покупательница убеждала автора, что та неправильно поняла схему доставки «Юлы»: дескать, сначала покупатель оплачивает товар на сайте, потом «Юла» генерирует некую ссылку, эту ссылку покупатель отправляет продавцу. Далее продавец переходит по этой ссылке, вводит в форму свои данные, получает деньги, после этого с продавцом связывается курьер, который должен забрать товар. Конечно, это все работает не так, и автор поняла, что общается с мошенницей. Но ради эксперимента она решила продолжить разговор.
В чем был главный подвох
«Покупательница» прислала Виктории ссылку, которую очень легко принять за настоящую: тот же домен, что у «Юлы», скриншот обсуждаемого объявления, точная цена товара. В информации об адресате — номер покупательницы, с которого та пишет, а также реально существующий адрес в Калмыкии.
Но в описании процедуры на этой странице указывается одна странная вещь: мол, на балансе карты продавца, куда придут деньги покупателя, уже должна быть сумма не меньше стоимости товара. Автор продавала свою камеру за 9000 рублей — то есть на ее карте, согласно фейковой странице, уже должны быть 9000 рублей, чтобы она смогла продать камеру.
Был еще один «сказочный» пункт: на поддельной странице отмечалось, что некоторые банки воспринимают зачисление денег как списание, потому что средства на некоторое время замораживают. То есть, если банк пришлет вам уведомление о списании средств (что и должно произойти по замыслу мошенницы), вы якобы не должны из-за этого переживать. Ну-ну.
Виктория пошла дальше и нажала на фейковой странице «Получить деньги». Сайт выдал ей форму, в которой нужно ввести данные банковской карты. В форме требовалось, помимо номера карты, имени, срока действия и кода CVV, ввести баланс счета. Если бы автор ввела там свои настоящие данные, ее деньги бы утекли мошенникам.
Поэтому Виктория ввела в форме «левые» данные. Через некоторое время «покупательница» забеспокоилась: «Вижу, что вы так и не получили оплату. Что-то не получается?».
Виктория ответила, что все, наоборот, прекрасно получается, ведь этот случай она может рассказать в своей статье про мошенничество. На что «покупательница» ответила ей: «Хахаха, смешно».
У автора был и третий «покупатель» камеры, который хотел оформить доставку через СДЭК. Суть там та же: получаете ссылку, заполняете форму, теряете деньги.
Что надо запомнить:
1. Никаких курьеров при отправке товара через «Юлу» не требуется.
2. Сами площадки никаких ссылок не генерируют. Покупатель просто нажимает на сайте «Купить с доставкой» и выполняет инструкции сервиса — там все просто и понятно.
Виктория отмечает, что сама пользовалась такой доставкой — заказывала дорогой ноутбук из другого города. По ее словам, все отлично сработало.
Вот по каким признакам продавец может распознать мошенника на «Авито» или «Юле»:
- Мошенники пишут в сторонние мессенджеры, а не во встроенный на сервисе. Потому что сервис блокирует мошеннические ссылки.
- Они сразу говорят, что находятся очень далеко от вас и не смогут лично посмотреть товар. Поэтому предлагают оформить доставку через курьера и вот это всё.
- Они почти не расспрашивают о качестве и состоянии товара. Сказали, что дефектов нет — всё, «берем». Не просят они и дополнительные фото или видео с товаром.
- Мошенники не торгуются. Автор предложила одной из «покупательниц» взять также объектив. Та согласилась без раздумий, даже не спросила, что это за объектив.
- Они пишут очень быстро после публикации вашего объявления, быстро отвечают в переписке. Обычные покупатели редко реагируют молниеносно — если только вы не отдаете что-то годное бесплатно.
- Если вы перестанете мошеннику отвечать или будете настаивать на нормальной схеме доставки, он быстро сольется.
- Зачастую мошенники реагируют на товары стоимостью 10-15 тысяч рублей, отмечает автор, ссылаясь на обсуждения в форумах.