Что делать, если стыдно брать деньги за свою работу
Чтобы зарабатывать, мало уметь что-то делать хорошо — нужно еще не стесняться брать за это деньги.
В кризис рекомендуют монетизировать свои хобби и умения: работать руками, оказывать интеллектуальные услуги, продавать продукты своего творчества. Но есть люди, которым неловко брать деньги за подобную работу. Понятно, что работа сделана, а другая сторона добровольно соглашается за нее платить. Но какая-то неловкость не позволяет человеку назвать адекватную цену за свой труд. Психолог Павел Зыгмантович в своем блоге поделился размышлениями на этот счет.
Для чего нужен стыд
Стыд свойственен людям в любом человеческом сообществе по всему миру. Ученые заключили, что стыд побуждает человека быть более чувствительным к своей репутации. То есть, если человеку за что-то становится стыдно, он старается исправиться и стать лучше.
Японские психологи провели исследование: собрали группу добровольцев, разделили их на пары и предложили им разделить между собой некую сумму денег. Однако одного из участников каждой пары подговорили поделить деньги так, чтобы первому денег досталось больше. Вторым участникам пар, не знавшим об особенности эксперимента, в результате показали, что они взяли себе больше денег, чем их партнер по паре. Это делалось для того, чтобы вызвать в испытуемых чувство стыда. У кого оно было больше, те старались быстрее исправить ситуацию: отдавали партнеру часть своих денег, чтобы восстановить справедливость и свою репутацию.
Психолог отмечает, что в подобных случаях стыд полезен — ситуацию легко исправить. Взял слишком много — легко отдал часть, и все в порядке. Но в ситуациях, когда ничего исправить нельзя, стыд опасен. Он выталкивает человека на обочину жизни и заставляет его скрываться.
В случае с платой за оказанные услуги стыд опасен, потому что это как раз та ситуация, которую нельзя исправить. Вы уже сделали работу, клиент уже заплатил деньги или вот-вот заплатит, вы разойдетесь, и вернуть деньги не сможете. Если, конечно, не предоставляете гарантию на свои услуги.
Почему стыдно брать деньги за свою работу
Те, кто оказывает платные услуги и страдает от стыда, боится оказаться несправедливым и испортить свою репутацию. Поработал фотографом на свадьбе — «Но разве моя работа стоит таких денег?». Сделал прическу, поменял кран, расписал схему тренировок и следил за тем, как человек их выполняет — «Но разве можно брать за это столько?», думает исполнитель.
Он опирается в своих суждениях на некую шкалу справедливости. Дескать, несправедливо брать за такую услугу такую-то сумму. Но проблема в том, что все это очень субъективно, отмечает психолог. Нет никакого эталона, нет объективной шкалы справедливости.
По вашей оценке, вам может казаться, что ваша работа — мелкая, а сумма, которую вы запрашиваете за нее — крупная. И в этой вашей субъективной реальности появляется стыд, который мешает получить достойное вознаграждение.
Что в итоге делают такие стыдливые люди? Либо занижают цену на свои услуги, либо продолжают брать обычную стоимость, но каждый раз сгорают со стыда и считают, что поступают неправильно, будто бы обманывают клиентов.
Что делать, если стыдно брать деньги за свои услуги
Первое, что нужно сделать — замедлиться и понаблюдать за тем, как вас охватывает стыд. Не нужно пытаться с ним справиться — нужно наблюдать, как это чувство отражается на вашем теле, какие ощущения и мысли вызывает. Это практика осознавания, она помогает ослаблять или останавливать разные саморазрушительные действия.
Второе, что нужно сделать в момент стыда — воздержаться от самокритики и применить к себе самосострадание. Это терпимость к своим слабостям и неудачам. Самосострадание не усиливает неловкость, как это может показаться, а, наоборот, ослабляет ее, отмечает психолог. Тот, кто умеет сострадать самому себе, эмоционально более устойчив. Такой человек живет гораздо эффективнее.
Чтобы включить сострадание к себе, помогает посмотреть на себя, как на другого человека. Представьте, что вы — это ваш друг, который стыдится брать деньги за свою работу. Что бы вы сказали другу? С большой вероятностью вы бы начали убеждать его в том, что он к себе несправедлив. Оберните все эти аргументы к самому себе. Будьте к себе столь же добры, и вам станет легче.
А еще не забывайте, что вы смотрите на свою работу как человек, который владеет ей и знает тонкости. За время практики вы привыкли к своему труду, привыкли к своим знаниям. Возможно, вы общаетесь в кругу людей с такими же навыками. И вам кажется, что ваши знания/умения не эксклюзивны и особой ценности не имеют. Но так кажется только вам. Ваши клиенты не имеют таких знаний/умений, не разбираются в том, в чем разбираетесь вы. То, что вам кажется элементарным, им может казаться очень сложным и непонятным. И именно поэтому они готовы пользоваться вашими услугами и платить вам деньги.