Что будет в России с кинотеатрами и как это повлияет на экономику
Рассказал бывший гендиректор «Формулы кино».
С марта все крупные голливудские киностудии перестали выпускать киноновинки в России. Кинотеатрам от этого, конечно, будет плохо. А последствия этого распространятся и за пределы кинобизнеса. Что сейчас происходит с российскими кинотеатрами, «Т —Ж» рассказал Юрий Кириллов, бывший гендиректор и член совета директоров «Формулы кино».
Ушедшие из России голливудские фильмы составляли 80% выручки российских кинотеатров. Заменить их быстро не получится. Поэтому кинотеатры запускают в повторный прокат старые ленты. Но это компенсирует всего 10% потерянной прибыли. А размер потерь растет: в марте он составлял 40%, а теперь приближается к 80%. При этом весной в России в прокат выходили хотя бы оставшиеся голливудские фильмы. Теперь репертуар будет только сужаться.
Поскольку выручка упала, платить за аренду кинотеатрам становится тяжелее. Из-за этого кинозалы просто закрывают. Например, «Киномакс» уже решил закрыть 30 залов, также планирует поступить «Формула кино/Синема-парк». В Петербурге кинотеатры решили ограничиться работой только по выходным.
Что остается делать кинотеатрам, чтобы выжить?
Первый вариант: переориентировать российского зрителя на ментальность Китая и Латинской Америки и показывать их кино. Но это требует времени: россияне привыкли к американским и европейским фильмам.
Второй вариант: показывать новинки отечественного кино. Но оно и раньше приносило кинотеатрам всего 20% выручки. При этом тогда в расписаниях сеансов стояли и голливудские фильмы, и наши, было ощущение разнообразия и возможность выбора. Теперь зритель проверяет, что нынче показывают, и думает: «Ничего». И решает вообще не идти в кино.
Какие кинотеатры выживут на фоне происходящего?
По мнению Кириллова, те, что стоят на балансе города, муниципальные. Таких достаточно в Москве, в других крупных городах они тоже встречаются.
Как закрытие кинотеатров повлияет на все остальное?
Кинотеатры — это небольшой бизнес. Но он влияет на другой бизнес.
Дело в том, что кинотеатр — это стимулятор народного спроса. Вокруг него выстраивается все остальное. В торговом центре кинотеатр — якорный арендатор. Наличие кинотеатра влияет на выручку остальных бизнесов — кафе, ресторанов, магазинов. Когда люди идут в кино, они также берут что-то перекусить и радуют себя обновками.
Кириллов рассказывает, что за счет этого ему раньше удавалось договариваться о выгодной аренде с владельцами ТЦ. Когда те предлагали невыгодные условия, он «закрывал» кинотеатр и сотрудники начинали выносить оборудование. Это напрягало владельцев соседних кафе и магазинов, а их реакция пугала владельца ТЦ, который в итоге шел на уступку и давал кинотеатру выгодные условия аренды.
Так что закрытие кинотеатров скажется на трафике торговых центров и выручке заведений и магазинов, которые в них находятся. Владелец ТЦ тоже получит меньше выручки, потому что арендная плата магазинов часто зависит от оборота. А торговые центры сильно закредитованы. Когда упадет их выручка, им будет сложнее выплачивать долги. А это вызовет проблемы у банков. Вот такая получается цепочка из-за одних кинотеатров.