Как детские травмы не дают нам стильно одеваться
Основы умения одеваться по собственному вкусу и быть уверенным в своей одежде закладываются с детства.
Много вещей в шкафу, но нечего надеть? Постоянно колеблетесь между тем, что нравится вам, и тем, что одобряет окружение? Не понимаете, какая одежда вам нравится и подходит? Пора поискать корни этой проблемы в детстве.
Специалист по fashion psychology Петр Коваленко и социальный психолог Игорь Браиловский рассказали «Снобу» о том, как определенные ошибки воспитания могут помешать формированию вкуса в одежде ребенка. В результате даже во взрослом возрасте человек может не позволять себе носить некоторые вещи, мучиться при выборе одежды и тратить на нее слишком много денег, раз за разом выбирая неподходящие для себя варианты. Виной всему некоторые социальные установки, полученные от родителей, учителей, друзей и других людей, оказывающих на нас влияние.
Период взросления ребенка делится на два этапа: допубертатный (до 9-11 лет) и пубертатный (до 18-19 лет). На первом этапе ребенок получает множество знаний об окружающем мире и воспринимает их как неоспоримый факт или ультиматум. Например, если мама сказала надеть шапку, ребенок ее надевает, не задумываясь.
На втором этапе взрослеющий ребенок начинает ставить под сомнение полученную прежде информацию о мире, отвергает ультиматумы, переосмысливает информацию так, как это ближе ему. Он уже не будет бездумно надевать шапку, потому что так сказала мама.
На протяжении всего периода взросления ребенок получает социальные установки: «То делать нельзя, это — можно», «То — хорошо, это — плохо». В допубертатный период такие установки необходимы. А в пубертатный период они вредны. Однако подростки часто могут слышать от родителей и близких что-то вроде: «Что на тебе надето?», «Зачем ты так вырядился?», «Лучше вот это надень», «Вот вырастешь — сам себе это купишь» и тому подобное.
В пубертатный период очень важно не давить на ребенка, не навязывать ему конкретные вещи и не критиковать его выбор, подчеркивают эксперты. Подросток сам должен решить, подходит ему вещь или нет, нравится или не нравится. Он не сможет осмыслить это, если будет постоянно получать указания и критику взрослых.
Когда родители настойчиво убеждают ребенка в том, что вот эта куртка подойдет ему больше, она красивая, а вот эта футболка стильная и удобная, ребенку сложно оценить, нравится ли ему эта вещь. В пубертатный период дети часто отрицают ценности взрослых. И если родители навязывают подростку свои взгляды на формирование гардероба, тот может автоматически сопротивляться всему, что советуют родители, упустить то, что ему действительно могло понравиться, и так и не разобраться, что надевать, а что нет. А без определенного личного мнения насчет одежды и сформированного вкуса человеку сложно одеваться по-настоящему гармонично и комфортно.
Во избежание подобной проблемы родители подростка должны ограничиться лишь советами и размышлениями, помогая ребенку сформировать собственную точку зрения. Без навязывания собственного мнения и критики.
А взрослым, страдающим от такой проблемы, поможет так называемая осознанная мода (Fashion mindfulness). Это концепция, подразумевающая формирование индивидуального гардероба, основываясь на собственном психотипе и внутренних ценностях. Иначе говоря, вам нужно понять, какой вы, чего хотите, что для вас важно, что удобно, принять всё это, и на основе этого выбирать себе одежду. То есть ориентироваться на свои личные особенности, а не на установки извне.
Двух сестренок-близняшек родители могут одевать одинаково. Но одна из них может быть экстравертом, а другая — интровертом. Тогда одежда им нужна разная, объясняет Петр Коваленко. Но если мама одевает девочек одинаково, одной в своем образе будет комфортно, а другой нет.
Зная свой психотип, можно подобрать себе индивидуальный набор одежды для разных случаев. И все вещи из этого набора будут подходящими вам и любимыми. Больше не будет хаоса в гардеробе, из которого вы носите только 20%. Ваш внешний образ будет четко отображать вашу внутреннюю суть, и вам в этом образе будет комфортно.