Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Как определить неискренние извинения: 10 примеров

Вероятно, многие из них вы слышали.

Часто извинения превращаются в формальность: обидчику нужно произнести что-то шаблонное, что принято считать извинением, а обиженный должен это принять. Считается, что после этого обида как бы должна уйти, по крайней мере ее внешнее проявление. Но всегда ли так получается? Не всегда. Порой извинение не приносит обиженной стороне облегчения и желания простить. Последнее ей приходится делать тоже в качестве формальности: «Ну ведь он извинился…». При этом внутри обида может процветать еще долгое время. Может быть, все из-за того, что извинения были неискренние?

Вот 10 вариантов неискренних извинений, которые не помогают загладить вину и получить настоящее прощение.

1. «Извини/прости, если…»

- если это тебя обидело;

- если я сделал(а) что-то не так, и так далее.

Это неполное извинение, потому что в нем человек лишь предполагает, что обидел вас. Предполагает, очевидно, по вашей реакции. Но не понимает, в чем именно проблема.

2. «Извини, но…»

- но ты сам(а) начал (а);

- но ведь я отчасти был прав;

- но я просто не смог сдержаться.

Если из этой фразы убрать «извини», получится либо обвинение, либо оправдание. «Извини» здесь не играет никакой роли, и не сможет залечить нанесенные эмоциональные раны.

3. «Извини, я просто…»

- просто пошутил;

- просто хотел помочь;

- просто думал(а), что ты нормально на это отреагируешь.

Суть в том, что человек сделал что-то, что, по его мнению, не подразумевало ничего неприятного для вас. Но вы, неожиданно для него, обиделись. И теперь ему надо оправдать себя и убедить вас в том, что его слова/действия на самом деле были безобидными. Если копнуть глубже, получается, что вам как бы и не на что обижаться, по словам извиняющегося. Но вы обиделись. Может, вы выдумали свою обиду? В общем, это тоже не работает как извинение.

4. «Я уже извинился»

Или: «Я уже сто раз за это извинялся». Здесь человек обесценивает свое извинение, воспринимает его как формальность и не считает, что оно нужно.

5. «Мне жаль, что…»

- что так получилось;

- что тебя это расстроило;

- что я допустил(а) ошибку.

Здесь человек выражает сожаление и пытается выдать его за извинение. При нормальном извинении мы должны принять ответственность за свои слова или действия, которые причинили боль другому. Здесь такого нет. Здесь извиняющийся просто сожалеет, что его действие возымело негативный эффект.

6. «Ты же знаешь, что я…»

- что я не хотел(а) тебя обидеть;

- что я не это имел(а) в виду;

- что мне жаль.

Здесь человек снова пытается убедить вас в том, что вам обижаться не на что, что с его стороны вины нет. А значит, он не извиняется.

7. «Я извинюсь, если ты…»

- если ты тоже извинишься;

- если мы больше не будем возвращаться к этой теме.

Здесь человек просит вас «заплатить» за его извинение. То есть извинения не будет, если вы не выполните его условие.

8. «Наверное, я должен извиниться»

Здесь человек считает, что формально он должен за что-то извиниться. Но не совсем понимает, за что и почему.

9. «[Кто-то] сказал, что мне следует извиниться перед тобой»

Кто-то (мама, друг) посоветовал человеку извиниться перед тем, кого он обидел. И он идет извиняться, потому что его попросили об этом. Это не самостоятельно принятое решение.

10. «Ну ладно, извини»

Такое извинение больше похоже на: «Всё, отстань от меня». Иногда подобная фраза может вовсе звучать как угроза: «Ну извини! Доволен?».

Почему человек пытается отделаться неискренними извинениями

- Он может действительно не понимать, почему его слова/действия вызвали негативный эффект. Он знает, что извиняться принято, чтобы сохранить отношения, поэтому выдает хоть какие-то извинения. В этом случае обиженной стороне стоит быть более открытой и объяснять, почему она обиделась. Молчаливая обида — это очень тяжело для обоих сторон.

- Ему может быть стыдно признавать себя неправым, он не привык к такому. Осознание собственной ошибки с непривычки — крайне неприятное чувство. Некоторые считают, что признать вину — все равно что унизиться, стать неудачником. Но это совсем не так. Если вы признаете вину, это значит, что вы смелый, справедливый, хорошо видите себя и другого.

- Может быть и так, что у человека очень низкая эмпатия, и он просто не способен воспринимать боль других. Однако это уже из раздела расстройств личности.

Каким должно быть нормальное извинение

Шаблонной фразы для этого нет: искреннее извинение идет из глубины души при полном осознании происходящего, человек сам выбирает подходящие слова. Но есть признаки настоящего извинения. В нем извиняющийся:

-  не ставит никаких условий;

-  не преуменьшает значимость чувств того, кто обиделся (ему не говорят, что обижаться было не на что);

-  дает понять, что понимает чувства того, кому причинил боль;

- признает ответственность за то, что сказал/сделал;

-  говорит, что понял, почему неправ, и что действительно раскаивается;

- обещает, что подобного не повторится;

- предлагает как-то возместить ущерб, если это уместно.

От обиженной стороны также многое зависит в разрешении проблемы. Не стоит пользоваться чувством вины обидчика — требовать от него, условно, стоять перед вами на коленях в слезах и молить о прощении. Объясняйте, какие вещи вас обидели и почему, предупреждайте близких о своих слабых местах, чтобы те не разгадывали вас, а могли позаботиться о вашем эмоциональном комфорте.

Полная версия