Москва
3 января ‘25
Пятница

6 проблем российских вузов

Выпускники разных вузов рассказали о проблемах, с которыми столкнулись во время учебы.

Причем проблемы во многих вузах не уникальны.

№1. Недостаточно знаний, которые нужны на практике

Многие выпускники отмечают, что в вузе им давали слишком много теории и неактуальной информации, а реальные знания приходилось добывать параллельно самостоятельно.

Например, выпускница иняза НГЛУ им. Добролюбова отмечает, что психологию — очень важный для преподавателя предмет, давали очень примитивно и по советским учебникам. Эти знания оказались бесполезными в жизни. Пользовательница считает, что ради изучения иностранного языка необязательно идти на иняз, если только не собираетесь работать учителем.

Выпускник МГИМО рассказывает, что на предметах по экономике почти не затрагивались нынешние реалии.

Выпускник ТУСУР отмечает, что на третьем курсе нашел работу и за полгода на практике узнал больше полезного, чем за 5,5 лет в вузе.

Выпускник МГУТУ им Разумовского, окончивший вуз три года назад, рассказывает, что видел у учителей методички от 2001 года. На IT специальности ничего не рассказывали про git/Linux/паттерны программирования/сети. А у одного преподавателя писали код на бумажке, отмечает он.

№2. Преподаватели, которые не умеют преподавать

Иногда это связано с тем, что преподавательский состав слишком устарел и не следит за прогрессом. А иногда с тем, что преподаватели — хорошие ученые и практики, что не делает их автоматически хорошими учителями: они могут упускать важные для студентов объяснения или не знать, как что-то объяснить.

Выпускник РТУ МИРЭА жалуется на то, что большая часть его преподавателей была старше 60 лет и не умела, условно, включать компьютер. О прогрессивном образовании при таком говорить сложно.

Выпускник НГУ отмечает, что в его вузе студентов учили настоящие научные сотрудники, работающие в известных исследовательских институтах. Но иногда они не могли объяснить студентам очевидные для них самих вещи, потому что у них нет преподавательской методики.

№3. Неравномерное распределение нагрузки

Чтобы нормально учиться в вузе, нужно посвящать учебе много времени. Порой буквально все свое время, потому что каждый преподаватель щедр на задания, всегда есть дедлайны, а информация, полученная одновременно из огромного количества источников, не успевает уложиться в голове и удаляется из памяти сразу после получения отметки.

Дизайнер из РГУ им. Косыгина рассказывает, что учеба занимала все ее время. Кроме курсовых и диплома, требовалось шить мини-коллекции. С третьего курса редко удавалось спать больше шести часов в сутки, отмечает автор. А иногда приходилось не спать по два дня, чтобы успеть выполнить задание.

Выпускница МГУ пишет, что учебный процесс был выстроен абсурдно. Каждый день — огромное количество пар, плюс нужно было сдавать практикумы, ради чего приходилось подолгу ждать преподавателя в огромной очереди. После такого сил заниматься дома просто не оставалось.

Филолог из РГГУ рассказывает, что в один семестр студенты параллельно проходили несколько совершенно разных периодов русской и зарубежной литературы и при этом читали современную литературу. На третьем курсе читали по несколько романов в неделю — какое тут было качество чтения, догадаться несложно. В итоге, отмечает автор, у нее в голове все перемешалось.

№4. Учебная техника, корпуса и общежития — в плачевном состоянии

Старые компьютеры, холодные облезлые мастерские, общежития без ремонта — все, что нужно для хорошей учебы.

Выпускница факультета летательных аппаратов СГАУ рассказывает, что в ее вузе холили и лелеяли старые компьютеры с MS DOS и пользовались дискетами. В новом корпусе были современные компьютеры с CAD-программами, но за такими работали студенты далеко на всех специальностей. Девушка говорит, что слышала, что некоторые выпускники ее вуза не могут трудоустроиться именно потому, что не умеют работать в современных проектировочных программах.

Выпускник МГУТУ им Разумовского говорит, что на учебных компьютерах даже Word зависал. Ему приходилось носить с собой ноутбук.

Дизайнер из РГУ им. Косыгина описывает мастерские в общежитии, где она жила: ремонта не было, узкие мрачные коридоры, зимой в помещении прохладно, горячей воды нет, — а она нужна художникам и скульпторам. Нормального магазина с едой или кафе у общежития не было. Была неплохая библиотека с компьютером, но в ней не хватало литературы для дизайнера.

№5. Студенты халатно относятся к учебе, и учителя с этим смирились

Экономист из МАИ рассказывает, что на его специальность попасть несложно, и 80% поступающих идут туда, чтобы откосить от армии. В итоге учиться им неинтересно. Преподаватели это видят, и им становится неинтересно преподавать. Их знания устаревают, но мотивации обновлять их нет. И нормальным студентам приходится сами искать актуальные знания. Курсовых требовалось 3-4 в семестр, и писались они на скорую руку. Преподаватели оценивали их тоже на скорую руку.

Выпускница СПбПУ пожаловалась, что одинаковые оценки могли быть и у тех, кто филонит, и у тех, кто старается. Это тоже не добавляет мотивации учиться.

№6. Токсичные преподаватели и персонал вуза

Медик из РНИМУ им. Пирогова отмечает, что кроме атмосферы древности и устарелости в ее вузе царила атмосфера токсичности. Преподаватели, декан, аспиранты и вообще весь персонал вуза вплоть до охранника почему-то по-хамски относился к учащимся. Выпускница говорит, что нигде больше не видела столько озлобленных людей. Студентам внушали, что они тупые и не станут достойными врачами, говорит она. Кстати, девушка медиком не работает — ушла в другую сферу.

Выпускница СПбГУ тоже рассказала о жестокости преподавателей: некоторые могли при всех откровенно оскорбить или унизить студента из-за ошибки или из-за того, что тот живет на окраине города и немного опоздал.

Выпускник МГУТУ им Разумовского говорит, что на экзамене по экономике преподаватель не поставил ему «отлично» только из-за того, что студент пошел отвечать через 2 минуты, а также потому, что не купил методичку преподавателя. А охранники на входе могли не пустить, если ты как-то не так раскрыл студенческий билет. Тогда приходилось звонить в деканат.

Полная версия