Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Не ведитесь на это: 10 уловок онлайн-магазинов

О темных паттернах — ловушках в интерфейсах сайтов, которые заставляют пользователей тратить больше денег.

Большинство онлайн-сервисов и магазинов оформляют сайты, используя ловушки внимания и психологические приемы, которые несведущие пользователи не вычисляют и ведутся на них. Цель этих ловушек — убедить пользователя купить товар и заставить его переплатить. Вот эти приемы.

№1. Сообщение об ограниченном количестве товара

Для чего: чтобы поторопить вас с покупкой

На страницах конкретных товаров пишут: «Осталось всего столько-то штук, успейте купить». Но далеко не всегда эта информация правдива. Исследователи проверили множество магазинов с таким паттерном и выяснили, что чаще это запрограммированное сообщение, количество оставшегося товара в нем генерируется случайным образом. Иногда «дефицит» указывается почти на всех позициях ассортимента магазина, что само по себе странно. Пользователь, глядя на такую приписку, думает, что, во-первых, товар очень востребован, а значит, хорош. А во-вторых, что его нужно брать быстрее. Учитывайте такое сообщение, только если товар реально сложно найти в целом, и вам он очень нужен.

№2. Обратный отсчет до прекращения действия акции

Для чего: чтобы поторопить вас с покупкой

Магазины часто используют этот паттерн на главной странице: огромные цифры показывают обратный отсчет, как бомба замедленного действия, и если вы не купите товар в определенный срок, то якобы больше не найдете его по такой «хорошей» цене. На самом деле на многих страницах такие счетчики начинают отсчет заново, когда время истекает. Бывает и что счетчика нет, а просто указано: «Последние дни акции». Учтите, что никакой акции может не быть, сравнивайте цены на разных площадках: где-то и без акции тот же товар может быть дешевле.

№3. Липовые отзывы

Для чего: вызвать у вас доверие к продукту

Грамотные покупатели любят читать отзывы. Чем их больше и чем они позитивнее, тем больше товара купят. Только отзывы могут быть ненастоящими. Они могут быть скопированы с других сайтов, могут быть пустышками от незарегистрированных пользователей. Если видите в топе отзывов одни пятизвездочные и восторженные, помотайте ленту отзывов дальше и почитайте отзывы тех, кто не дал товару много звезд — такие есть почти всегда.

№4. Уведомление об активности других пользователей

Для чего: чтобы поторопить вас с покупкой

«Этот товар просматривают еще 200 человек», — подобные уведомления часто появляются на страницах товаров. Если это покупка предмета, который можно найти в других магазинах, это не так страшно. Но если это бронирование номера в отеле или покупка билета на концерт — количество мест ограничено, и кажется, что эти 200 человек прямо сейчас вместе с вами бьются за то, чтобы ухватить последнее. На самом деле эти уведомления часто вымышленные, и количество интересующихся пользователей генерируется случайно. А иногда подолгу не меняется.

№5. Всплывающее окно с предложением услуги, от которой непонятно, как отказаться

Для чего: чтобы навязать вам дополнительную услугу

Некоторые сервисы атакуют пользователя всплывающими окнами с предложениями поучаствовать в акции, розыгрыше или не дают отменить заказ. В таких сообщениях кнопка отмены может отсутствовать, быть неактивной или незаметной, и чтобы убрать окно, человеку придется нажать на «Согласен». В такой ситуации лучше обновить страницу или нажать в браузере «Назад».

№6. Пополнение корзины без вашего ведома

Для чего: чтобы навязать вам дополнительную услугу

Совершая покупки в онлайн-магазине, вы можете обнаружить в своей корзине платные карты лояльности, страховки, подписки на дополнительные услуги. Они могут стоять отдельно от списка выбранных товаров, и их легко не заметить, особенно если товаров в корзине много. Надо проверять список своих товаров в корзине, если делаете покупке на незнакомом сайте.

№7. Выдача самых дорогих товаров в начале списка

Для чего: чтобы помешать вам ориентироваться в ценах

Нередко рядом с ними можно увидеть уведомление: «Акция!». Всегда сортируйте каталог по цене. Магазин рассчитывает на то, что вы увидите дорогие позиции в начале, будете ориентироваться на эту цену и не станете искать более дешевые варианты.

№8. Эмоциональное давление: «Вы поступаете глупо, если отказываетесь от нашего предложения»

Для чего: чтобы напугать, что вы останетесь в дураках

Сервис может подкинуть вам всплывающее окно с предложением подписаться на рассылку, зарегистрироваться для получения скидки и так далее. Но вместо обычной кнопки «Нет, спасибо», там может быть кнопка: «Спасибо, но я ненавижу скидки» или «Я не хочу получать информацию о выгодных предложениях». Конечно, вы любите скидки и выгодные предложения, поэтому магазин пытается вас как бы пристыдить за то, что вы от этого отказываетесь.

№9. Невозможность легко отписаться

Для чего: чтобы вы оставили свои данные и никуда не делись

Некоторые сервисы позволяют зарегистрироваться и оформить подписку за пару кликов. Но чтобы отказаться от этого, иногда приходится писать запрос в службу поддержки, заполнять анкету и тому подобное. Чтобы было не так обидно, лучше не указывать лишнюю информацию о себе в анкете магазина. Например, настоящее имя, номер квартиры. А для обратной связи указывать специально созданную для этого почту.

№10. Скрытые расходы

Для чего: чтобы вы больше потратили

Бывает так, что при оформлении покупки общая сумма неожиданно увеличивается. Хотя вы, набирая корзину, все прекрасно считали. В некоторых магазинах на финальном этапе оформления заказа могут появиться дополнительные платежи: за доставку, которая внезапно оказалась очень дорогой, сервисный сбор, налоги и прочее. Расчет на то, что покупатель, так тщательно выбиравший товар, уже не сможет отказаться от него и махнет рукой на дополнительные платежи. Поэтому при работе с незнакомым магазином сделайте сначала тестовый заказ и доведите оформление до последнего шага, чтобы увидеть, появятся ли дополнительные платежи.

Полная версия