Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Почему люди перестали ездить «зайцами» в электричках

Меры контроля работают или «зайцы» просто перевелись?

В советское время беготня от контролеров в электричках была отдельным видом экстремального развлечения. Граждане толпами перебегали из вагона в вагон, чтобы доехать до пункта назначения и избежать возмездия. В 90-е и нулевые «зайцы» все еще бегали по электричкам. А сейчас большинство пассажиров спокойно сидят на своих местах и только парочка детей за лето устраивают себе подобные приключения, пишет автор блога о поездах. Вот почему, по его мнению, люди перестали бегать от контролеров.

Кем были «зайцы»

В период популярности этого движения, то есть примерно по нулевые, «зайцами» катались преимущественно школьники, студенты и рабочая молодежь. Чаще всего парни. Взрослые люди тоже иногда бегали от контролеров, но их было меньше. То есть бегали те, кто был молод, активен и небогат.

Как действовали «зайцы»

В 10-вагонной электричке работали 2-4 бригады контролеров. Они ходили по вагонам и проверяли у пассажиров билеты. У «зайцев» билетов не было, поэтому они прятались от контролеров. Типичный прием — при приближении контролера выйти из вагона на ближайшей станции, пробежать по платформе на несколько вагонов назад и снова запрыгнуть в электричку. В задних вагонах контролер уже прошел, поэтому в них было безопасно.

Как боролись с безбилетниками

Примерно в десятых годах начали устанавливать турникеты и высокие заборы — дополнительное препятствие для «зайцев». Попасть к электричке стало сложнее, но многие умудрялись перепрыгивать турникеты или проходить их, прижавшись к тем, кто проходит легально. Кроме того, в вагонах начали работать контролеры-кассиры особого назначения (КОКОНы), которые могли весьма жестоко наказывать безбилетников. Тогда бегать зайцем стало практически невозможно.

Что стало с теми, кто раньше ездил «зайцем»

Уже к десятым годам поколение советских безбилетников стало взрослыми 30-летними людьми. Однако тогда в «зайцев» продолжали играть школьники. Но сейчас и они выросли. Бегать стало несолидно, да и прыти у них поубавилось. Массовость движения ушла, поэтому новых «зайцев» почти не появляется. Не сказать, что их совсем нет, отмечает автор. Но в целом идея не платить за проезд стала непопулярной.

Поэтому на исчезновение, хоть и не абсолютное, «зайцев» повлияли и установки турникетов, и увеличение числа суровых контролеров, и смена поколений. Современной молодежи кататься «зайцами» просто неинтересно. Сейчас гораздо интереснее спокойно ехать на месте, уткнувшись в экран смартфона.

 

 

 

 

 

Полная версия