Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:23
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Как выбирать подарок: 6 научных фактов, которые могут помочь

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Многим из нас нравится дарить подарки, но сложно выбрать, что именно подарить.

Вокруг подарков существуют стереотипы: подарок должен быть дорогим, неожиданным, эффектным. Иногда в попытках выбрать что-то особенное дарители заходят в тупик и предпочитают вовсе не делать подарков. Авторы «Т —Ж» нашли несколько научных фактов, которые помогут немного иначе взглянуть на процесс выбора подарка.

1. Так ли важен сюрприз? Даритель хочет видеть восторг получателя, поэтому стремится выбрать что-то эффектное и неожиданное, чем усложняет себе задачу. В серии исследований Стэнфордской высшей школы бизнеса участники составили виш-листы в интернет-магазинах. Они выбрали то, что хотели бы получить в подарок — в большинстве случаев это было товары стоимостью 20-30 долларов: книги, гаджеты и прочее.

Затем другой группе участников нужно было сделать подарки первой группе людей. У них был выбор: купить что-то из виш-листа человека или придумать что-то новое в той же ценовой категории. Многие из дарителей решили выбрать подарок не из виш-листа, им казалось, что такой будет более личным и продуманным. Но они ошиблись: те, кто получил подарок из своего списка желаний, были более довольны, чем те, кому подарили что-то, о чем они не просили. Более того, пренебрежение виш-листом некоторым показалось невниманием к их желаниям. Мол, зачем что-то придумывать, если человек конкретно указал, чего он хочет.

Так что не бойтесь интересоваться у близких, чего они хотят. Так вы проявляете внимание к их потребностям и желаниям, это гораздо лучше, чем вау-эффект при распаковке. А если человек стесняется говорить вам о том, чего он хочет, предложите ему вместе завести виш-листы — для этого есть специальные приложения. Вы оба опубликуете в своих списках конкретные желаемые товары, а к праздникам постараетесь исполнить желания друг друга. В такие приложения можно привлечь остальных друзей и близких, тогда подарки станет делать гораздо проще.

2. Деньги — не такой уж плохой подарок. Согласно опросам, более половины россиян хотели бы получить на этот Новый год именно деньги. Однако дарить деньги собираются лишь 22% опрошенных.

У англичан деньги тоже считаются нормальным подарком. В одном из экспериментов Фрэнка Флинна со списками желаний некоторые участники получили сумму, равную стоимости одной из вещей в списке. В итоге они были довольны даже больше, чем те, кто получил в подарок вещь, а не деньги.

Видимо, ценность денежного подарка — в свободе выбора. Однако нужно учитывать финансовую ситуацию получателя: если у человека есть долги, подаренные деньги он может использовать для погашения. В таком случае, наверное, все же лучше подарить вещь или оплаченную услугу, а не деньги. Также сомнения в таком виде подарка появляются, когда речь заходит о подарке близкому родственнику — например, маме. Но во многих случаях подарить деньги вовсе не плохо, как многим кажется.

3. Есть ли смысл делать дорогие подарки? Дарителям часто хочется не ударить в грязь лицом, поэтому они выбирают нечто более дорогое и уникальное в расчёте на то, что получатель это заметит и оценит. Но исследование американского экономиста Джоэла Вальдфогеля показало, что люди редко правильно оценивают стоимость подаренной вещи. Он попросил студентов Йельского университета узнать, сколько стоили подаренные им разными людьми вещи, и сколько они готовы заплатить сами за те же вещи. В итоге получатели недооценили подарки на 10-33% от их реальной стоимости. То есть эти деньги — по сути финансовые потери дарителей.

Исследователи отмечают, что дарители воспринимают подарок как вещь, которой лишаются. В то время как получатели подарка не знают, сколько времени и денег на его приобретение было потрачено, поэтому не могут оценить издержки.

Речь здесь идет о подарках-сюрпризах. Если же вы подарите человеку дорогую вещь, о которой тот мечтал, но не мог себе позволить — грандиозный восторг обеспечен вам обоим.

4. Подарки влияют на отношения между людьми. Хороший подарок может волшебным образом улучшить отношения. И дело здесь не только в радости получения подарка. Когда он оказался подходящим, у получателя складывается ощущение, что вы с ним похожи, что вы его понимаете. А это очень сближает. И, напротив, неподходящий подарок подчеркивает разницу между вами.

В эксперименте в Университете Вирджинии незнакомые мужчины и женщины выбирали друг для друга подарки — сертификаты в магазин или заведение. Когда люди узнавали о том, что для них подготовил партнер по эксперименту, они делились впечатлением. Если сертификат не нравился, люди отмечали дарителя как непохожего на них человека. Кстати, чаще всего так говорили мужчины. В другом похожем эксперименте, когда подарки друг другу делали пары, женщины более спокойно относились к подаркам, которые им не нравились, и не видели в этом угрозы отношениям.

И снова мы приходим к тому, что нужно изучать другого человека, интересоваться, что ему нравится, что бы он хотел получить. Подарок-сюрприз — не просто головная боль для дарителя, но и риск подарить что-то не то, что может сыграть не в пользу отношений.

5. Хороший подарок — тот, что экономит время. В Америке провели эксперимент: 200 студентам раздали подарочные карточки в кафе Starbucks на 5 долларов. Они должны были подарить эти карточки своим друзьям, сопроводив их записками. Одна группа студентов в записке сделала акцент на экономии денег: «Дорогой друг, надеюсь, тебя порадует эта карта и ты сможешь немного сэкономить». Вторая группа сделала в записке акцент на экономии времени: мол, вот тебе карта, купишь себе ланч вместо того, чтобы готовить его, сэкономишь время.

В результате те, кто получил карточку с денежным посылом, испытали смущение, стыд и даже чувство вины. А у тех, кому карту подарили для экономии времени, негативных эмоций не возникло.

Эксперты отмечают, что подарки, которые откровенно призывают экономить деньги, воспринимаются как пренебрежительные. Получатели думают, что их считают некомпетентными, ленивыми, несамостоятельными, раз они не могу заработать. А вот нехватка времени, наоборот, подчеркивает занятость человека, и подарок для экономии времени — считайте, комплимент. При этом в обоих случаях людям фактически дарили 5 долларов в Starbucks — разница была лишь в сопровождающих словах.

6. Детям больше нравятся осязаемые подарки. Иногда при выборе подарка ребенку взрослые ориентируются на свои предпочтения. А они, в отличие от детей, во многих ситуациях предпочитают впечатления и эмоции, а не материальный предмет.

У детей до 12 лет все наоборот, считают исследователи из Университета Чикаго. Они измерили уровень удовлетворенности у детей, получивших в подарок мягкую игрушку или конструктор, и у детей, кому подарили приятный опыт. Первые чувствовали себя более счастливыми. Конечно, приятный опыт детям тоже нравится, например, поход в парк аттракционов, но он быстро забывается. Чтобы впечатление сохранялось, детям нужно чаще показывать видео или фото с поездки. С вещью же все проще: ребенок радуется каждый раз, когда видит ее и берет в руки.

А вот подросткам приятный опыт начинает приносить удовольствие и долговременное счастье, поэтому детям постарше можно дарить путешествия или какие-то интересные курсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Венгерский «Оливье» разнообразит новогодний стол: сразит гостей наповал — они будут жадно вылизывать тарелки
Реклама