Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Как на самом деле живут оленеводы в тундре

Женщина погостила у оленеводов-ненцев и рассказала, как у них там.

Жизнь оленеводов в тундре типичному городскому жителю кажется чем-то первобытным и невероятно сложным. Однако это не совсем нет.

Пользовательница поделилась своими наблюдениями после того, как четыре дня пожила с оленеводами-ненцами зимой и несколько раз гостила летом у семей хантов. И это были не туристические условия, отмечает автор, а реальные люди, которые живут в чумах и ведут обычную жизнь. Когда автор рассказывала о своем путешествии друзьям, она столкнулась со множеством заблуждений с их стороны. Однако, по ее словам, жизнь в чуме совсем не такая, какой ее представляют.

Миф №1: в чуме грязно и плохо пахнет

Летом в тундре много комаров и мошек, пишет автор. Но, во-первых, оленеводы организовывают пастбища там, где насекомых сдувает ветром. Во-вторых, они пользуются репеллентами, также как и средством для мытья посуды и влажными салфетками, отмечает путешественница.

За чумом нередко можно увидеть стиральную машину. В жилищах, где побывала автор, не было неприятного запаха — все естественным образом проветривалось. Хотя порядок в чуме, как и в любом жилище, зависит от его хозяйки, отмечает женщина. У некоторых было чище, чем в городской квартире. Да, на это у местных женщин уходит больше времени, но они отлично справляются.

Миф №2: в тундре нет благ цивилизации

Во многих чумах есть телевизор, пишет женщина. Оленеводы пасут стада на квадроциклах. У них также есть генераторы, бензопилы. Дети играют в игры на мобильных телефонах, читают книжки. Взрослые смотрят фильмы и сериалы. Правда, для этого им нужно скачивать их в городе. На стене чума висит спутниковый телефон и рация. Люди даже пользуются такси, пишет автор. Машину вызывают на трассу, поблизости от которой стоит чум. Местные устраивают праздники и путешествуют. В общем, их жизнь мало отличается от жизни остальных людей. За исключением лишь того, что их дом — в тундре, отмечает женщина.

Миф №3: жители тундры едят только рыбу и оленину

У семей на столе оказываются и фрукты, и овощи, и молочные продукты. Оленина у местных считается деликатесом, отмечает автор. Олень дорогой, поэтому выгоднее, чтобы они размножались и увеличивали стадо. Оленину едят по праздникам, в пищу идут животные, от которых уже не будет толка.

Что еще можно встретить на местном столе? Все как обычно: рыбу, колбасу, сыр, конфеты, сгущенку. Автор отмечает, что, по ее ощущениям, колбасу местные очень любят.

От места, где гостила автор зимой, до ближайшей Пятерочки можно добраться за час на такси и за 10 минут на снегоходе. От летней стоянки намного дольше — оттуда до ближайшего магазина 200 км. В таких случаях местные пользуются доставкой: мимо стойбища постоянно проезжают гусеничные вездеходы, и водителей можно попросить доставить продукты. Поэтому ненцы питаются достаточно разнообразно.

Миф №4: кочевники бедные

Драгоценности в чуме вы вряд ли увидите, пишет автор. Но оленеводы — далеко не бедные люди. У каждой семьи есть пара квартир в поселке или городе, куда они уезжают в отпуск. В Салехарде автор встретила молодого оленевода на новом «Прадике», который в тот момент строил для своей семьи большой дом в городе. Свои стада оленеводы пасут вахтами: одни родственники уезжают в тундру и живут там полгода, другие остаются в городе. Потом меняются местами.

А сколько стоит чум? Его стоимость может доходить до миллиона рублей, пишет автор. Стадо оленей также стоит дорого: мясо одного целого оленя — в районе 10 тысяч рублей. Самый дорогой олень — беременная самка, ее стоимость превышает 100 тысяч рублей, на мясо их не продают. А еще у оленеводов снегоходы и зимняя одежда, что тоже обходится недешево.

Выгоднее всего торговать пантами, если в стаде много голов. У некоторых семей в стаде может быть 1-2 тысяч оленей, пишет автор. Так что людей с таким капиталом невозможно назвать бедными.

Жить в тундре непросто, но эти люди осознанно выбирают такую жизнь. Они могут жить в поселке или в городе в комфортных условиях. Но сами говорят, что в городе им тесно и душно, а тундра — их дом, подытожила путешественница.

 

 

Полная версия