Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Планируемое устаревание: почему техника быстро ломается

Производителям невыгодно, чтобы их устройства работали вечно.

Александр, один из авторов на Tproger, рассказал, как однажды его заставил задуматься над этим собственный смартфон. Устройство резко перестало заряжаться. Хотя за несколько дней до этого смартфон мог держать заряд два дня. Автор поставил телефон на зарядку — устройство начало еще больше разряжаться. При этом аккумулятор и зарядка были фирменные, а сам смартфон был далеко не бюджетным.

Автор решил проверить, сколько в общей сложности проработал его аккумулятор. Он нашел фотографию, сделанную после первого включения устройства в магазине. Оказалось, аккумулятор вышел из строя ровно через год после первого включения. Число и месяц полностью совпали, подчеркивает Александр. Благо у его смартфона был съемный аккумулятор, и автор его заменил. Новая батарея «сдохла» также через год. Это могло бы показаться странным совпадением, если бы не существовало такого явления как запланированное устаревание, говорит Александр.

Как производители техники организуют запланированное устаревание

Люди придумали множество способов повысить надежность техники и продлить срок ее службы. Но эти же люди знают, как все это искусственно снизить, чтобы вы попользовались устройством некоторое время, а затем купили новое.

Часто в дорогой технике ломается какая-то незначительная деталь, которая делает полноценную работу устройства невозможной. Производитель предлагает замену этой детали, но за такие деньги, что потребители невольно задумываются: может, лучше сразу купить новое устройство?

Вот что делает производитель для организации запланированного устаревания своего устройства:

  • Использует микросхемы-счетчики, которые собирают статистику операций. Когда счетчик достигает заранее определенного показателя, устройство как бы случайно ломается. Например, принтер может считать количество напечатанных страниц и после конкретной по счету страницы перестает нормально работать.
  •  Использует дешевые материалы для важных деталей, без которых устройство не сможет работать. Например, у автора вышел из строя дорогой объектив — в нем сломалась маленькая пластиковая шестеренка раскрытия диафрагмы.
  • Несъемный аккумулятор.
  • Неразборный корпус. Он может быть склеен или сварен. Могут быть и винты, но с таким рисунком головки, что выкрутить их могут только в сервисном центре.

Устаревает не только техника, но и приложения и операционные системы. В любой ОС можно, например, организовать незаметное накопление мусора, который со временем будет замедлять работу системы.

С помощью программ можно также ускорить старение периферийных устройств — достаточно перестать выпускать обновления драйверов для новый версий ОС.

Скорее всего, есть и другие методы, которые неочевидны для потребителей и ограничивают срок службы устройств, отмечает автор.

Когда родилась идея запланированного устаревания

Раньше вещи были настолько надежными, что служили не одному поколению. Высокое качество материалов, сборки, продуманная конструкция — в современности эти стандарты производства ушли в прошлое, пишет Александр.

Идея о запланированном устаревании появилась еще в начале XX века во времена Великой депрессии. В 1932 году американский брокер Бернард Лондон написал сатирическую статью «Конец депрессии через планируемое устаревание». В ней он в шутку предложил обязать потребителей возвращать товар производителю через определенное время — мол, это могло бы оживить экономику.

Однако незадолго до статьи Лондона, в 1920-х годах, картель Phoebus, в который входили Philips и General Electric, уже додумался до подобной концепции. Производители картеля заключили тайный договор об искусственном снижении срока службы ламп накаливания с 2500 до 1000 часов и подняли цены на лампы.

Со временем остальные компании поняли, что люди не купят у них новые устройства, пока старые работают. Поэтому на смену надежной технике пришла менее надежная. В наше время производителям можно даже не ждать, когда устройство потребителя сломается. Мода и реклама делают свое дело: люди покупают новые гаджеты, даже если старые работают.

Как заставить производителей вновь выпускать надежную технику

Автор рассказал о нескольких путях решения этой проблемы:

1. Вводить законы против запланированных поломок. Некоторые страны этим уже занимаются. Например, в США в 2003 году суд обязал компанию Apple увеличить гарантийный срок службы плееров iPod до двух лет и выплатить покупателям компенсацию за несъёмный аккумулятор. В Британии существует специальная организация, которая следит за массовыми поломками устройств после окончания срока гарантии.

2. Развивать здоровую конкуренцию. Тогда производителям станет выгодно выпускать недолговечные вещи. Например, в 1960-х в Америке появились японские автомобили, славившиеся своим качеством. Это заставило американских производителей увеличить срок службы своих автомобилей, иначе они бы проиграли японским конкурентам.

3. Обязывать производителей утилизировать свою старую технику. Устаревшие устройства наращивают свалки по всему миру и сильно вредят экологии. Из-за дорогого ремонта потребители предпочитают заменять даже не полностью сломанные устройства новыми. В некоторых странах производителей уже обязывают утилизировать старые аккумуляторы и сами устройства. Если это правило распространится на всех, производителям будет выгоднее выпускать более надежную технику.

4. Более грамотно использовать купленную технику. Этот пункт зависит от самих потребителей. Автор призывает по максимуму пользоваться гарантией производителей, не покупать новую технику, пока старая работает, учиться ухаживать за своими устройствами, вовремя ремонтировать их и аккуратнее ими пользоваться.

 

Полная версия