Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

К чему приводит финансовая безграмотность родителей

Рассуждения человека, в семье которого обсуждать деньги и планировать бюджет было не принято.

Елена росла в хорошей семье и очень любит своих родителей. Но говорить о деньгах в ее семье было не принято. Родители не вели бюджет, не планировали расходы, не искали новые источники доходов. Тогда мир и страна были совсем другими: люди получали зарплату и знали, что государство даст им квартиру и обеспечит работой.

До 20 лет Елена ни разу не слышала разговоров о состоятельных людях и их капиталах, о коррупции, о необходимости иметь подушку безопасности. В юности она хорошо училась в вузе и готовилась защищать диплом. Она мечтала, что получит хорошее образование и станет востребованным специалистом с хорошей зарплатой. Но 1990-е «спустили» ее на землю.

Елена поняла, что ее экономических знаний не хватало, чтобы приспособиться к новой реальности. Но тем не менее девушка стала госслужащим и имела неплохую зарплату, которую, однако, тратила до копейки. Она строила карьеру, мечтала о повышении, хотела помогать людям и делать мир лучше. При этом накоплений у нее не было, а денег хватало только от зарплаты до зарплаты. Все премии, денежные подарки и повышение зарплаты Елена воспринимала как вознаграждение за свои труды и тратила эти деньги еще охотнее.

Вскоре она купила свою первую машину — без накоплений. Взяла кредит на пять лет с ежемесячным платежом 6 тысяч рублей. Переплата получилась почти сто процентов.

Затем она начала покупать в рассрочку мебель. В новой квартире, куда она с мужем переехала из общежития, не было ничего, и потребительский кредит казался единственной возможностью как-то обустроить жилье. При этом квартира была взята в ипотеку с ежемесячным платежом 29 тысяч — больше половины зарплаты Елены.

Сейчас, говорит Елена, ей за 40. Счетов нет, накоплений нет, зато есть машина и квартира, кредит по которой уже погасила. За последние годы она подтянула свои финансовые знания и навыки и кардинально изменила отношение к деньгам. Теперь она понимает, насколько важна финансовая грамотность и как важно учить ей детей.

Вот выводы, к которым пришла женщина:

Ребенок уже к первому классу должен понимать, что такое деньги, откуда они берутся, и как они работают. Сколько стоит труд человека, кто за него платит, почему именно столько, откуда работодатель берет эти деньги. Елена советует поддерживать детей, когда они делают первые шаги в денежных вопросах.

Нужно не просто давать детям на карманные расходы, а организовывать их личный маленький бюджет на неделю. Важно, чтобы ребенок как можно раньше понял, что будет, если сразу спустить все деньги, а что — если не спускать и экономить. Путь он сразу учится планировать траты и видит результат своих решений.

Важно учить ребенка разделять деньги и настоящие ценности. Учить тому, что самое важное — это близкие люди, отношения, честность перед собой и другими. А деньги — это инструмент, который нужно использовать для всего этого, а не вместо этого.

 

 

Полная версия