И что может быть, если это делать.
Некоторым родителям кажется, что платить ребенку за хорошие оценки — отличная идея. Например, за пятерки — самую большую сумму, за четверки — поменьше, за двойки и тройки — в лучшем случае ничего, в худшем — лишение средств. Мол, так у малыша появится стимул хорошо учиться, а заодно он научится зарабатывать деньги. Но у этой затеи есть побочные эффекты, которые заметны не сразу.
Ребенок может зациклиться на получении высших отметок. В его случае это логично: если больше всего платят за высокий балл, надо получать его всегда. Значит, нужно становиться отличником. Однако знания, навыки и развитие личности не всегда связаны с пятерками в школе. Многие ли отличники добились большего успеха, чем не отличники? Хорошая учеба не вредит ребенку — вредит гонка за высокой оценкой. Кем вы хотите видеть вашего ребенка в будущем: прилежным исполнителем или человеком с развитыми талантами, желаниями и собственными идеями? Если вторым — тогда мотивировать на получение высоких баллов не имеет смысла.
Выгода от хороших оценок может сподвигуть ребенка на обман. В конце концов ваш хорошо «зарабатывающий» на оценках отличник может устать от честного труда и решит действовать другими способами — обманом. Списывать домашние задания, подделывать записи в дневнике. Тогда истинные цели учебы уходят на второй план. На первый план выходит денежная выгода. В таком случае ребенок учится обманывать для получения прибыли.
Если ребенку не нравится учиться — это повод устроить долгий доверительный разговор, а не изобретать мотивацию для учебы через силу. Может, к нему плохо относятся одноклассники или учителя? Может, в школе детей перегружают заданиями, плохо подают материал, при этом строго отчитывают за непонимание предмета? Если на все это наложится денежная мотивация, у ребенка уже в детстве проиграется типичный взрослый сценарий: хожу на ненавистную работу, чтобы заработать денег. Такая модель может отпечататься в его сознании навсегда и сформировать убеждение о том, что ради получения денег обязательно нужно страдать.
Привыкнув делать дела за деньги, ребенок больше не захочет делать что-то бесплатно. Это касается и тех случаев, когда детям платят за выгул собаки, мытье посуды или уборку в комнате.
Как тогда мотивировать ребенка на учебу
Для начала ребенку нужно создать комфортные условия, в которых ему будет приятно и интересно учиться. Поощрять ребенка за успехи в учебе нужно, но по-другому. Во-первых, эмоционально: похвалой, любовью. Хотя эти вещи не должны зависеть от оценок. Не стоит демонстрировать контраст: за пятерки тебя любят и хвалят, за двойки — ругают и не любят. Это то же самое, что платить за оценки, только в этом случае дети учатся «заслуживать» любовь какими-то достижениями. Лучше хвалите ребенка за то, как он с чем-то справился, а не за то, как его работу кто-то оценил. Сделал уроки — молодец, что-то понял — молодец. Получил по итогу «два» — ничего страшного.
Во-вторых, успехи ребенка можно отпраздновать с семьей, устроить ужин или поездку в парк развлечений. Только не надо ставить семейные праздники и тепло от родителей в зависимость от его оценок.
А чтобы научить ребенка обращаться с деньгами, нужно вести отдельный процесс, не связанный с учебой в школе — регулярно давать ему карманные деньги и учить ими распоряжаться.