Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Как оптимизировать расходы и спланировать бюджет

Если сделать потребление более осознанным, можно перестать жестко экономить.

У многих денежные расходы носят стихийный характер. Через неделю после зарплаты они не помнят, на что тратили деньги, при этом крупных существенных приобретений сделано не было. Тогда начинается период жесткой экономии — до следующей зарплаты, и так по кругу. Этого можно избежать, если начать планировать свой бюджет. Сначала нужно последить за своими тратами, затем — оптимизировать расходы.

Как вести учет своих трат

Начните с наблюдения за расходами. Вести учет можно на бумаге или в специальных приложениях. Просто фиксируйте каждую покупку. Через пару месяцев такой практики проанализируйте, куда уходят ваши деньги. Выделите позиции, от которых можно спокойно отказаться — развлечения, спонтанные покупки вещей не первой необходимости и так далее. Посчитайте, сколько бы вы сэкономили, если бы не потратили на это деньги.

Затем распределите по категориям все расходы: коммунальные платежи, еда, одежда, образование и прочее. Среди них будут обязательные платежи, на которых сэкономить не удастся, например, аренда жилья, налоги, расходы на транспорт и так далее. Они будут в плане бюджета без изменений. Все остальные расходы можно и нужно корректировать, и здесь поможет оптимизация, советует финансовый консультант Евгений Марченко.

Как оптимизировать расходы

Метод четырех конвертов. Для начала разделите доходы на два типа: постоянные и переменные. Первостепенно деньги откладываются на постоянные расходы: аренда, коммунальные услуги, кредиты, налоги и так далее. Из этой суммы «тянуть» деньги нельзя. Кроме того, 10% от всего дохода было бы неплохо отложить в резерв.

Все, что после этого осталось, нужно разделить на четыре части — четыре конверта. В каждом из них отложена сумма на неделю. До конца недели можно тратить деньги только из одного конверта, другие трогать нельзя. В особых случаях можно обратиться к отложенному резерву.

Если за неделю вы потратили меньше, чем есть в конверте, оставшиеся средства можно переложить в другой конверт, отложить в резерв или позволить себе дополнительные покупки и развлечения.

Оптимизация по важности и срочности. При этом подходе средства разделяются по важности и срочности. Создайте таблицу и распределили в ней расходы по этим критериям. Сначала оплачиваются самые важные и срочные позиции, после этого — менее важные. На последнем этапе остаются деньги, которые можно тратить на не необходимое. Автор отмечает, что этот вариант больше подходит для одиночек или пар без детей.

Разделение по степени роскоши. При таком подходе вы сначала оплачиваете обязательные расходы (коммунальные услуги, кредиты, продукты, необходимые вещи и прочее). После этого можно перейти к желательным приобретениям, которые не являются жизненно важными — например, красивая одежда, аксессуары и так далее. Оставшиеся деньги — на роскошь. Для разных людей понятие роскоши разное. Сюда можно отнести брендовые вещи, дорогие услуги и заведения, путешествия и так далее.

Годовое планирование. Расходы можно разделить и более глобально: на ежегодные, сезонные, ежемесячные и спонтанные. Если планировать бюджет на год, можно увидеть полную картину расходов и накопить деньги на крупные приобретения.

Стоит ли брать кредит

Если денег на оплату всего необходимого хватает, есть небольшой резерв и предстоит крупная покупка, может появиться соблазн взять кредит. Автор советует делать это только в том случае, когда ваш доход стабилен, накоплений хватит, чтобы в непредвиденной ситуации выплатить остаток займа, а приобретаемый товар действительно необходим, либо цена на него быстро растет.  Во всех остальных случаях наиболее надежный вариант — накопления.

При этом всегда стоит уточнять у самого себя, не появилось ли у вас желание купить что-то дорогое под влиянием окружения.

 

 

 

 

 

 

 

Полная версия