Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Рифат Шайхутдинов: биография человека, одолевшего Бастрыкина и Прохорова

Башкирский депутат с Сахалина менял партии, как перчатки, попадал в поле зрения правоохранительных органов, вызывал гнев долларового миллиардера – и все еще остается влиятельным действующим политиком.

Рифат Габдулхакович Шайхутдинов родился на Сахалине в городе Оха, и за свои 57 лет успел громко заявить о себе в политической жизни России. Истоки его семьи – из Татарстана и Башкортостана. Отучился три курса в Ейском высшем военном авиационном училище летчиков, потом закончил с красным дипломом Киевский государственный институт физической культуры, а когда стала ясна основная стезя – почти обязательную ныне на этом уровне Академию государственной службы при президенте РФ.

В начале девяностых годов был директором лаборатории методологии гуманитарных исследований в Санкт-Петербурге, заведующим отделением конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1999 году защитил в МГУ диссертацию на тему «Социально-экономические проблемы государственного регулирования деятельности предприятий в переходный период». Имеет степень кандидата экономических наук. Женат, шестеро детей.

Банкротство – путь к успеху

Начал карьеру с работы заведующим лаборатории новых методов управления на камском заводе «КАМАЗ».

В середине девяностых был главой совета директоров Транспортно-клиринговой палаты, а в начале нулевых сперва антикризисный управляющий, затем генеральный директор Главного агентства воздушных сообщений (ГАВС) – государственного предприятия, по объемам продажи авиатранспортных услуг находившегося на шестом месте в мире. Но не все так просто с этим успехом: задолженность ГАВС перед авиакомпаниями за проданные билеты в 1998 году составляла более полмиллиарда уже новых, деноминированных рублей. В Росавиации банкротство ГАВС комментировать не стали, но отдельные чиновники ссылались на несовершенство законодательства и обстоятельства непреодолимой силы, из-за которых ничего уже изменить было нельзя.

Внешним управляющим Агентства стал глава Транспортной Клиринговой Палаты – Рифат Шайхутдинов. Ему удалось разрешить финансовые вопросы между ГАВС и кредиторами, причём таким образом, что некоторые компании ещё остались ГАВС должны. Как писала тогда покойная ныне «Газета», «в результате сделки десятки миллионов долларов были списаны со счетов агентства. Дальше ставилась задача банкротства ГАВС, чтобы все имущество предприятия было распродано для удовлетворения требований кредиторов».

В результате под управлением Рифата Габдулхаковича ГАВС прекратило своё существование, а госимущество, которым распоряжалось агентство, было продано за долги частным структурам Российского авиационного консорциума. Территорию ГАВС предсказуемо застроили торговыми рядами и бизнес-центрами.

После банкротства госкомпании Шайхутдинов немедленно обнаружился среди депутатов Государственной думы от партии ЛДПР. То ли о судьбах родины душа заболела, то ли депутатская неприкосновенность потребовалась.

Получилось неплохо: Шайхутдинов был депутатом Государственной Думы IV, V и VII созывов, побывав за это время в ЛДПР, «Правом деле», а с 2012 года он позиционирует себя как председателя федерального политического комитета хорошо забытой партии «Гражданская платформа».

Сильнее Чайки и Бастрыкина

Долгожданная неприкосновенность, однако, не сделала жизнь Рифата Габдулхаковича легче. Политико-криминальный скандал сотряс стены Думы в 2007 году, когда банкротство ГАВС казалось уже хорошо забытым. В начале 2007 года генпрокурор Юрий Чайка обратился в Верховный суд за заключением о наличии в действиях Шайхутдинова признаков состава преступления сразу по двум статьям Уголовного Кодекса: преднамеренное банкротство и присвоение.

Как писал МК в те дни, в прокуратуре предположили, что для создания искусственной задолженности Шайхутдинов раздал 140 миллионов государственных рублей «своим» фирмам в виде кредитов и заключал подложные договоры якобы на оказание ГАВСу технологических услуг. В то же время Шайхутдинов набрал у фирм, опять же, собственных бизнес-партнеров 183 миллиона рублей крупных кредитов, погасить которые оказалось решительно невозможно. Кредиторы инициировали процедуру банкротства, итог которого предсказуем и описан выше. Конкурсным управляющим назначили близкого друга Шайхутдинова, который совершенно не был настроен разбираться в ситуации детально.

В итоге, как утверждал МК, здание четырехзвездочного отеля «Аэростар» на Ленинградском проспекте ушло всего за 44 миллиона рублей, а городской аэровокзал – за 126 миллионов. Понятно, что даже по тем ценам подобные объекты должны были стоить в десятки раз дороже.

Однако обращение Юрия Чайки, равно как и аналогичная просьба главы Следственного комитета Александра Бастрыкина осталось без ответа, а Шайхутдинов без каких-либо последствий пошёл дальше по карьерной лестнице, и в 2011 году возглавил предвыборный штаб «Правого Дела», благо к тому моменту уже занимал пост одного из советников главы «Правого дела» Михаила Прохорова. В ЛДПР шутку не поняли, и в свою компанию – равно как и кампанию – на VI созыв переменчивого соратника не взяли. Но к тому моменту прошел и срок уголовной ответственности по неудобным событиям.

Гражданственнее Прохорова и Макаревича

Михаилу Прохорову с собственными партиями категорически не везло, поэтому он дважды терял контроль над ними. Сперва это было «Правое дело», а после – «Гражданская платформа», которую СМИ окрестили «буржуазной версией ЛДПР».

И если с «Правым делом» дела были плохи изначально, о чём почти симпатизировавшее ему «Эхо Москвы» писало открытым текстом, не избегая выражений типа «криминальные друзья Владислава Суркова», то на «Гражданскую платформу» СМИ возлагали слабые надежды. Но после президентских выборов Михаил Прохоров в политике разочаровался, и контроль над виртуальной партией перехватил у него Рифат Шайхутдинов. Разыгралась трагедия шекспировских страстей, хотя и тувеянссонских масштабов, итогом которой стало провозглашение Шайхутдиновым на одном из съездов новоиспечённой партии обновлённой политической позиции, которая выразилась в тезисе «Эпоха Прохоровых закончилась».

Новый курс партии был соответствующим: присоединение Крыма надо поддерживать, помогать Донбассу обязательно, против «оранжевых революций» бороться всеми силами, Андрея Макаревича из партии исключить, а главное – вновь пробиваться в Госдуму. Неприкосновенность в России мало кто хочет терять, хотя она всё меньше и меньше значит для силовиков.

И лидер «Гражданской платформы», представьте себе, избрался по одномандатному округу 6 (Нефтекамский в Башкирии). Единоросы своего кандидата не выставили, а представители остальных парламентских партий не смогли составить конкуренцию Щайхутдинову, избирательный фонд которого в 8 раз превышал сумму фондов его восьми конкурентов (двое из них снялись до голосования). Выборы сложно было назвать чистыми, считают коммунисты, но попытки опротестования результатов провалились.

Защитник бизнеса и завязавших бандитов

Политическая жизнь Рифата Габдулхаковича не блещет разнообразием: при всяком удобном случае депутат предпочитает вообще не голосовать, хотя фракционная дисциплина на него вроде бы не распространяется. Вероятно, Шайхутдинов – рекордсмен Госдумы по проценту игнорирования голосований. Он принял участие почти в 95% заседаний, при этом почти 64% документов не получили от него никакого внимания.

Так получилось и с многострадальным законом о пенсионной реформе. Если в первом чтении депутат голосовал «против», то во втором и третьем чтении предпочёл не голосовать вовсе – как раз среднестатистические две трети.

Одна из немногих законодательных инициатив, которая по-настоящему волнует депутата – это законопроект об отмене уголовной ответственности для добровольно прекративших участие в ОПГ. Так же Шайхутдинов внес законопроект о запрете дополнительной квалификации по статье 210 действий подозреваемых или обвиняемых в отдельных преступлениях в сфере предпринимательства, однако подобная инициатива встретила сопротивление со стороны силовиков. А сам законопроект получил в правительстве отрицательные отзывы и был зарублен, не добравшись до второго чтения.

Может быть, отвлекает от дел законотворческих роль старшего партнера в ООО «Универсальная финансовая система», несколько раз получавшем государственные подряды, в частности от Федеральной пассажирской компании, на разработку систем онлайн-оборота билетов.

* * *

За 2020 год депутат по официальной декларации заработал 18 823 696 рублей – вдвое больше, чем, официально же, потратил на свое избрание. Имеет два небольших земельных участка в 15 и 30 соток для жилищного строительства, миниатюрное хозяйственное строение (11,60 м2), гараж (49,50 м2), беседку (140,50 м2), бассейн (121,10 м2), две квартиры площадью 433,20 м2 и 78,00 м2). Эта скромность отчасти компенсируется жилым домом в Италии (175,70 м2) и – экзотика – половиной хутора в Финляндии площадью 6809 м2. И непременной квартирой на срок полномочий депутата Государственной Думы 60,60 м2и ещё одной просто в безвозмездном пользовании (65,00 м2). Между всем этим имуществом депутат ездит на автомобиле Mercedes-Benz v220 4matic.

Пустят ли его избиратели в восьмую Думу?

Полная версия