Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Фрагменты биографии пельменного короля, депутата и филантропа Григория Аникеева

Быть "золотым кренделем" не очень почетно, но очень выгодно: как правильно совмещать политику с бизнесом.

Аникеев Григорий Викторович – российский бизнесмен и политик. Владелец компании «АБИ Групп», а также человек, чьи ФИО занесли в реестр индивидуальных предпринимателей с опечаткой.

Гений, миллиардер, депутат, филантроп

Клан депутата Аникеева занимает второе место по версии Forbes среди 15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации на момент 2019 года. Также он занимал 182 место в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2015» с состоянием в 400 млн долларов – после этого его почему-то перестали обсчитывать, хотя миллиардные (в рублях) доходы никуда не делись. Понятно, что представляет он в парламенте «Единую Россию», где является самым богатым депутатом-единоросом с доходом в 2,352 млрд рублей, за все годы лишь 1 раз выступив в Госдуме. Зато он стал героем эпичного расследования «Золотые крендели Единой России» – о депутатах-бизнесменах.

Родился будущий депутат-бизнесмен 28 февраля 1972 года в селе Дутово (Коми АССР). Окончил Владимирский государственный технический университет – по специальности он радиотехник. Но прославился на пельменной ниве – еще в начале девяностых создал пищевую компанию «Поком», а потом выстроил вокруг нее группу «Аникеев Бизнес Инвест», ныне «АБИ Групп».

Аникеев не просто выжил в девяностые на суровой Владимирщине, не просто скупил конкурентов, но и подвел под свою деятельность идеологическую основу. В 2001 году он создал фонд под биполярным названием «Милосердие и порядок», который в 2007 году был преобразован в «патриотическую общественную организацию». Милосердие ведет к политическому успеху: в 2005 Григорий Викторович стал депутатом Владимирского законодательного собрания от партии «Родина», а спустя два года – членом политсовета Владимирского отделения партии «Единая Россия». В этом качестве он вошел в федеральный список кандидатов в Госдуму – и с 2007 года непрерывно в ней заседает. Была, правда, попытка сменить законотворческую деятельность на руководящую, но дальше праймериз «Единой России» по выдвижению кандидатов на пост губернатора Владимирской области в 2013 году дело не пошло. Являлся членом комитетов Государственной думы по вопросам труда и социальной политики (с 2007 по 2016 гг.), по вопросам собственности (2011-2016 гг.) и по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (2016-2021), но особых успехов на этом поприще не достиг: нам, по крайней мере, неизвестны значимые инициативы Аникеева, приведшие к улучшению жизни граждан.

Куда более успешен он в бизнесе, которым вроде бы в качестве депутата заниматься не должен. «АБИ Групп» – это теперь далеко не только пельмени: мясопереработка, строительство, торговля, транспортные услуги, медиабизнес.

Устаревшие ИВЛ

В 2020 году во время вспышки пандемии сразу пятьдесят аппаратов ИВЛ «ФАЗА – 5 НР», поставленные через фонд депутата Аникеева, оказались сильно устаревшими, непригодными к применению, что могло причинить вред жизни и здоровью. Следственный комитет по Владимирской области возбудил уголовное дело по статье 238.1 УК РФ ч. 1 (сбыт недоброкачественных медицинских изделий в крупном размере). Сначала сам депутат подчеркивал, что закупленные аппараты ИВЛ были «новыми», просто долго лежали на складе. Но когда разразился скандал, Аникеев почувствовал себя потерпевшим:

«Я приветствую возбуждение уголовного дела и рассчитываю, что буду признан потерпевшим. Мне жаль, так как я искренне хотел помочь и выделил средства. Техника была поставлена в больницу по рекомендации главврача. Областные власти были в курсе – аппараты забирали сотрудники департамента здравоохранения. Не снимаю с себя ответственности за то, что доверился медучреждению», – пояснил Григорий Аникеев федеральному сайту «Единой России».

Злополучные аппараты ИВЛ выпустил «Уральский приборостроительный завод»: сейчас ОАО Холдинговая компания «Авиаприбор-холдинг» владеет 22,74% акций, а 69,49% акций – АО «Концерн радиоэлектронные технологии», государственная компания. Согласно документации, «Срок хранения аппарата в упаковке – не более 5 лет», а «средний срок службы – четыре года». Согласно же данным онлайн-издания «Pro Владимир», «8 апреля прокуратура города Владимира проверила оборудование городской больницы № 6, где развернут госпиталь для лечения больных коронавирусной инфекцией. В медучреждение поступили 50 аппаратов искусственной вентиляции легких ФАЗА5 НР, 19992001 годоввыпуска». То есть им было в среднем по 20 лет, а завод тогда полностью принадлежал государственным структурам. К ним, казалось бы, претензий нет (выпустили аппараты и молодцы, кто ж знал, что они столько лет не пригодятся), но есть вопросы.

Странно в России с ИВЛ. Аппарат – не коньяк, конечно, который с годами делается только лучше, но и не скоропортящийся бюрдюрный камень или, на худой конец, сметана. У изготовленных на Западе ИВЛ нет понятия «срок службы» – есть срок гарантии, а там работай, пока не сломается. Российский же ГОСТ прямо закладывает «средний срок службы». На специализированных форумах пользователи пишут: «Если за критерий списания аппарата брать его работоспособность, то аппарат РО-6 может эксплуатироваться вечно. У нас, например, эксплуатируются аппараты 1982 года выпуска. А рекордсмен – ГДРовский пневмат «Медиморф» 1976 года». Зачем в документации аппаратов указывается срок службы, не совсем понятно – разве что для регулярного обновления техники за бюджетный счет.

Тем не менее виновные были найдены и наказаны. Как пишет «Коммерсант»: «Суд во Владимире отправил под стражу до сентября руководителей ООО «НПФ «Костромская медтехника» Андрея Герасимова и Оксану Рыжову. По версии следствия, они сбыли 97 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с истекшим сроком годности. Им предъявлено обвинение в сбыте недоброкачественных медицинских изделий и в особо крупном мошенничестве на 10,8 млн руб.»

При этом в тоже время каким-то чудом на Avito появились предложения о продаже крупных партий аппаратов для искусственной вентиляции легких со складов Росрезерва. Там, правда, технику обещали относительно новую, но и пять лет хранения делают невозможной официальную ее закупку. Зато такие аппараты граждане активно скупали для себя, не особо доверяя государственной медицине.

Милосердие, порядок и пельмени

Но вернемся к Аникееву. В конце 2020 года во Владимире стали ходить активные слухи о том, что он собрался ликвидировать свою общественную организацию «Милосердие и порядок». Но слухи о грядущем закрытии оказались несколько преувеличены: кафе, кинотеатр и социальная парикмахерская лишь приостановили работу в связи с пандемией. Многие другие проекты энергичного депутата продолжают действовать.

Денег на общественную активность и образовательно-патриотические инициативы у депутата более чем достаточно. На сегодняшний день депутату принадлежит больше тридцати действующих предприятий (включая, например, «Мегаторг», чья прибыль в 2019 году составила 473 100 000 рублей), а учитывая, что реестры акционеров редко попадают в открытый доступ, это число в реальности может быт заметно большим.

Одна из самых знаменитых компаний депутата Аникеева – долгоживущее ООО «Поком» – производитель пельменей, в которых однажды, по сообщениям СМИ, якобы нашли ртуть. Однако после экспертизы, проведенной Владимирским отделением Роспотребнадзора, никакой ртути не было, а все это – происки конкурентов. Тем не менее вскоре «Поком» закрыли. А контролирующие органы Владимирщины начали находить продукты со стероидами и ртутью у других производителей.

Но «пельменные приключения» не закончились – в этом высококонкурентном бизнесе побеждает более агрессивный. В начале 2020 года компания Аникеева выиграла противостояние с ООО «Фабрика Уральские пельмени» из-за надписи на упаковке, которая якобы дискредитировала владимирские «Бульмени». Если у «Бульменей», как утверждала надпись на упаковке, был внутри бульон, то на пачке пельменей уральцев под названием «Агонь» надпись на упаковке гласила: «Мясо вместо бульона внутри!». И, представьте, УФАС, причем не владимирское, а челябинское, потребовало убрать «дискредитирующую» надпись с упаковки, хотя элементарный здравый смысл изо всех сил противится подобному решению. И, конечно, это далеко не первый случай, когда компании Аникеева борется с конкурентами при помощи ФАС и судов. Например, ООО «Сибирская продовольственная компания» за как бы имитацию дизайна колбасы «Вязанка» заплатило компании Аникеева два миллиона рублей – суд сопоставил две вполне заурядные упаковки в пользу истца. Рынок получил сигнал – не связываться с пельменным королем.

* * *

Согласно декларации, Аникеев владеет не только обширной недвижимостью, но и большим парком техники. Ему принадлежат, в частности:

  • автомобиль Hammer H;
  • автомобиль Mersedes-Benz G63 AMG,Mersedes-Benz S 500 4 MATIC;
  • мотоцикл КТМ 500 ЕХС;
  • моторная лодка KING FISHER 2025 FLEX STP XP;
  • моторная лодка БРИГ B 460 HD;
  • вертолет AS 350 В3;
  • два автомобиля медицинской службы АМС-49415Н;
  • вездеходный транспортер HAGGLUNDS BV 206;
  • прицеп для перевозки лодки или катера ЛАВ-81017.

Так что, если когда-нибудь Григория Аникеева спросят, чего он добился в жизни, кем стал, он спокойно ответит: «Миллиардер, мясной король и меценат с прицепом для перевозки катера».

Полная версия