Как западные банкиры готовили революцию в России: Ротшильд – финансовый агент Герцена
По всеобщему мнению, профессиональная пропаганда русской революции началась именно с Александра Герцена. Но на чьи деньги он вел эту деятельность?
Ответ, на самом деле, банален до простоты. На свои. Александр Иванович получил от отца огромные имения в России и несколько тысяч крепостных крестьян (которых, кстати, яростный борец за гражданские свободы позабыл сделать свободными). Само собой, эти латифундии приносили немалый доход, который рачительный Герцен не хранил под одеялом, а обратил в билеты Московской сохранной казны, что тоже приносило дополнительные дивиденды.
Однако не все так просто было с судьбой этих капиталов. Когда Николай I призвал своих подданных вернуться из революционной Европы, Герцен ответил отказом. На тот момент он уже был известным оппозиционным писателем и публицистом, и Николай решил вернуть его на родину любым способом. Способ был избран эффективный – Александру Ивановичу предлагалось вернуться добровольно, иначе все его имущество в России было бы арестовано. Это грозило банкротством, но и в Россию возвращаться не хотелось.
Целый год Герцен прятался от имперских судебных исполнителей: пока приказ о возвращении не был вручен лично, суд не имел оснований арестовать имущество. Однако через год Герцен сам принял уведомление и ответил на него отказом. С чего революционер так осмелел? Он встретил того, кто обещал вызволить его деньги из России. Им стал барон Джеймс Майер Ротшильд – крупный французский банкир, представитель известной семьи финансистов, имевший свои интересы в Лондоне и Петербурге.
Ротшильд обязался вытащить капиталы Герцена из-под ареста. Само собой, за определенный процент. Для начала он купил у Герцена все его билеты Московской сохранной казны. А после этого написал самому Николаю Первому. В письме банкир заявляет, что ему не важно, на чье имя зарегистрированы билеты, экономика – не место для политики и обязательства должны быть выполнены. Император вполне мог «послать» нахала, но вот беда – именно Ротшильды в этот момент организовали предоставление России займов от крупных европейских держав. Николаю пришлось подчиниться.
На вновь обретенный капитал Герцен развернул широкомасштабную агитационную компанию. В Россию десятками тысяч везли революционные листовки, а в скором времени начал издаваться знаменитый «Колокол» – первый в мире оппозиционный пропагандистский журнал. Из семян, посеянных Герценом, вырастут все революционные движения, включая террористов-народовольцев и большевиков. В конце концов Александр Иванович добился своего – именно его идеи привели к краху Российской Империи.
Но погодите – ведь у Ротшильда были сотни богатых клиентов. Однако никому из них он не оказывал таких услуг, как Герцену. С чего бы известному банкиру ради обычного, пусть и богатого российского беженца ссориться с российским императором? Ответ кроется в том, что интересы Ротшильда в Лондоне были для него в разы важнее интересов в Петербурге. А Лондон уже не первое десятилетие пытался насолить России, боясь ее резкого усиления. Герцен стал первой ласточкой – после него еще тысячи российских революционеров и диссидентов получат поддержку в виде английских денег. Получают их и до сих пор.