Как провинциальный стартап XIX века стал транснациональным монополистом
Уже почти 30 лет российские телезрители слышат с экранов поднадоевший рекламный слоган «Жиллетт – лучше для мужчины нет!». Эти станки пришли к нам вместе с памперсами, сухим молоком, сникерсами и прочими символами продуктов начала 90-х. Сейчас бритвы со сменным лезвием так прочно вошли в нашу жизнь, что мы и не вспоминаем, что еще каких-то 120 лет назад орудие бритья приходилось точить, да и пользоваться ими с опаской – горло все-таки.
Именно эти неудобства в 1895 году натолкнули 40-летнего американца Кинга Жиллетта на идею – изобрести лезвия, которые не нужно будет постоянно точить. Если точнее, не сами лезвия – а станок, куда их можно будет вставлять, а потом, когда затупились, спокойно выбросить в мусор. С идеей массового выпуска Жиллетт носился долгих 6 лет – не хватало денег. Выход был найден в лице компаньона, и в 1901 году в Бостоне они вместе начали производство.
В первый год новинка без должного промо продавалась слабо – купили только 219 станков и лезвий. Стоили они тогда по 5 долларов или около 140 по нынешним ценам. Зато потом продажи пошли лавиной. На каждой упаковке лезвий из штампованной стали Жиллетт расписывался лично. И в итоге за 2 года стал миллионером – бритвенные принадлежности с автографом изобретателя продавались по 300-400 тысяч экземпляров за год. Причем, часто станки и вовсе раздавали даром – лезвия то покупателям все равно приходилось периодически покупать. Например, в 1915 году их было продано около 70 миллионов штук. А тут еще и Первая мировая помогла – для своих солдат американское правительство заказало у Жиллетта сразу 36 миллионов лезвий.
Фирму подкосила «Великая депрессия», Жиллетт потерял все свое состояние и умер в 1932 году в возрасте 77 лет. И уже не застал времена, когда начали выпускать электрическую бритву, а его родная компания изобрела бритвы с двумя, а потом и тремя лезвиями, да еще и с плавающими головками. В конце 20-го века уже фирма «Жиллетт» еще раз потеряла свои позиции – но уже в результате не биржевого краха, а идей конкурентов. Все просто – Bic начал выпуск уже одноразовых станков. Понадобились годы, пока «Жиллетт» не создал свою версию подобных бритвенных приборов. А создав, еще раз покорил рынок 5-лезвенными станками. Но началось все именно с того, что Кингу Жиллетту в один из пасмурных дней 1895 было лень идти точить свою опасную бритву.