Эдуард Лимонов: "Оппозиционер обязан быть патриотом"
Скандально известный русский писатель, политик-оппозиционер, регулярно гремящий в обществе как организатор «Маршей несогласных».
«Эд умел постоять за себя»
Будущий писатель и одиозный политик Эдуард Лимонов (наст. фамилия Савенко) родился в феврале 1943 года в Дзержинске Горьковской области – на родине столь ценимого им Максима Горького. Отец Лимонова был комиссаром НКВД и уволился в чине капитана. Сам Лимонов не стесняется этого факта, а наоборот – гордится своим отцом. По роду службы отца семья часто переезжала с места на место, поэтому дошкольные годы он провел в Луганске, а школьные – на окраине промышленного Харькова.
После школы пытался заработать на жизнь, выполняя низкоквалифицированную работу. Успел поработать сталеваром, монтажником. На вопрос, как он оказался на стройке, отвечал, что вдохновился фильмом, в котором пелось: «Ни кочегары мы, ни плотники/ Но сожалений горьких нет /, А мы монтажники-высотники…»
Юность Лимонова прошла в криминальных кругах. Писатель рассказывал, что со своими друзьями они взламывали квартиры и занимались разбоем. В 1958-1963 гг. Лимонов состоял на учете в милиции и несколько раз подвергался административным арестам. Бросил это занятие только после того, как один из друзей был расстрелян за «воровской промысел». Тогда же увлекся Блоком и Маяковским, а позже запрещенными Заболоцким и Хармсом.
Вылетев с очередного места работы, он всерьез занялся сочинительством, которым увлекался с 15 лет - писал стихи, читал их с эстрады и даже пытался печататься в Харьковских газетах. Однако творчество не приносило настоящих денег, и тогда он принялся шить джинсы на заказ. Через пару лет вошел в творческие круги Харькова и взял псевдоним – Лимонов, сознательно нелепый и искусственный. В своих кругах его так и называли «Эди» или «Лимон».
Богемная столичная жизнь
В 23 года Лимонов решает, что пора сменить обстановку и найти равных себе по таланту. В 1967 году он отправился в столицу с пишущей и швейной машинками. В Москве жил нелегально у своих знакомых писателей и художников-авангардистов.
Лимонова, недавно приехавшего из Харькова, в высшее общество допустили не сразу. Поначалу зарабатывал пошивом джинс для московской интеллигенции. В брюках, сшитых будущим писателем, надо сказать, ходили и Булат Окуджава и Эрнст Неизвестный. Сейчас есть люди, рассказывающие, что они носили брюки от самого Лимонова, а то и до сих пор хранящие их.
В первые годы пребывания в столице стихи Лимонова допускали к публикации. Тогда же он начал писать вызывающие прозаические произведения, которые не решался брать ни один из советских журналов. Тогда Лимонов выпустил несколько самиздатовских сборников стихов и цикл коротких авангардистских рассказов, чем привлек к себе внимание советских властей.
Стать «секретным сотрудником» или эмигрировать на Запад
6 июня 1971 года Лимонов познакомился с Еленой Щаповой – женой самого богатого художника Советского Союза Виктора Щапова. В доме знаменитого художника, где собиралась творческая тусовка того времени, Елена и Эдуард впервые встретились. Сначала они были просто друзьями, любовь пришла позже.
В 1974 году Лимонов со своей женой уехали в США. Причиной тому стало поставленное сотрудниками КГБ условие - «Стучать» на друга, посла Венесуэллы, или покинуть страну. Писатель был потрясен – жизнь только начала налаживаться, творчество получило оценку, а тебя выгоняют из страны, не оставляя выбора.
Новая жизнь - в изгнании
На новом месте обитания Лимонов быстро научился говорить по-английски и в 1975 году устроился корректором в нью-йоркскую газету «Новое русское слово». Несмотря на то, что, находясь в России, Лимонов часто обращался к западному укладу, оказавшись там, он стал критиковать буржуазный образ жизни, капитализм и США в целом. Лимонов стал одним из первых, кто понял, что «западная модель», активно распространявшаяся в СССР, имеет свои недостатки.
После публикации нескольких жестких статей в прессе русскому писателю начали отказывать в размещениях. В мае 1976 года Лимонов предпринял крайние меры, приковав себя наручниками к зданию «New York Times». Таким образом он добивался публикации своих материалов. Уволили эксцентричного журналиста после того, как в советская газета «Неделя» перепечатала из «Нового русского слова» статью Лимонова о разочаровании в Соединенных Штатах.
Тогда же Лимонов стал принимать участие в деятельности Социалистической Рабочей Партии США, благодаря чему стал объектом наблюдения ФБР.
Оказавшись без работы, он хватался за любую возможность: трудился каменщиком, гувернером и подрабатывал портным. Вскоре от Лимонова ушла его любимая женщина Елена, развод с которой он переживал очень трудно.
В 1976 году Лимонов за четыре месяца написал автобиографичный роман «Это я – Эдичка», который разошелся по всему миру тиражом в четыре миллиона экземпляров. Однако успех пришел не сразу, книгу отказались издавать в США 36 издательств из-за натуралистического описания гомосексуальных сцен и предельно честного описания Америки, в которой были и трущобы, и воры. Спустя четыре года, книга все же была издана под названием «Русский поэт предпочитает больших негров» во французском издательстве. С этого момента началась новая жизнь, связанная с мировой литературой.
Попал туда, куда хотел попасть
Издав книгу, Лимонов перебрался в Париж, где быстро освоил французский язык и не только свободно говорил на нем, но и издавался. Во Франции он, как и ранее, не остался в стороне от политики. Эдуард Лимонов завел тесные контакты с лидерами Французской Коммунистической Партии, публиковался в журнале «Революсьон». Прожив семь лет во Франции, Лимонов получил гражданство этой страны.
На период жизни Лимонова во Франции пришелся пик его работоспособности. Один за другим русский писатель пишет новые романы и сборники рассказов. Местные журналисты дали Лимонову прозвище «Организованный Бунт» и, надо сказать, не зря – ни один русский писатель не снискал подобного интереса во Франции. Более 20 книг Лимонова были переведены на французский язык, некоторые из них стали бестселлерами в Германии и Голландии, а один из сенаторов в США позднее скажет, что книги Лимонова нанесли Америке больший урон, чем вся советская пропаганда.
Казалось бы, чего еще можно пожелать? Но и этого Лимонову было недостаточно.
Возращение домой и восстановление гражданства
Несмотря на то, что жизнь во Франции кипела событиями, в 1992 году Лимонов по приглашению русского писателя Юлиана Семенова решил вернуться на родину. Здесь он начал публиковаться, делясь с советскими людьми вещами, которые тогда воспринимались как дикость. Он рассказывал, что западная демократия ничем не лучше, чем советская, а благополучие Запада строится на эксплуатации стран третьего мира.
Лимонов, восстановив российское гражданство в 1992 году, занял активную политическую позицию и начал искать единомышленников, с которыми возможно повлиять на происходящее в стране. В 1992 году сблизился с ЛДПР, однако, не пробыв в партии и полугода, порывает с Жириновским из-за отсутствия реальных убеждений и бутафорской сущности партии.
Военная биография
Лимонов, тяжело переживая события, которые происходят не только не его родине, но и у сербского народа, принимает решение участвовать в военных действиях. С 1991 по 1993 год Лимонов участвует в трех сербских конфликтах в качестве военного журналиста, а зимой 1993 года принимает непосредственное участие в военных действиях.
Действия Лимонова привели французскую общественность, занимавшую антисербскую позицию, мягко сказать, в удивление, и вскоре его произведения были запрещены на территории Франции. События этого периода жизни Лимонов позже опишет в своей сборнике рассказов «СМРТ».
Тогда же Эдуард Лимонов принимал участие в военных действиях в Приднестровье и Абхазии.
Виднейший «уличный» политик в России
Весной 1993 года Лимонов оказывается среди защитников Белого дома, ставя под угрозу свою жизнь. Тогда же он осознает, что для реального воздействия на действующую власть необходимо создать новую партию. В сотрудничестве со своими соратниками Александром Дугиным, Егором Летовым и Сергеем Курехиным он создает Национал-большевистскую партию.
Людей в партию Лимонов принимает буквально по одному, проводя с ними личные беседы и переписки. Помимо этого, лидеры партии запускают партийную газету «Лимонка», которая позже приобрела культовый статус. В результате, в кратчайшие сроки была создана партия, подобной которой более не было создано. По сути, люди были замотивированы только мужеством и любовью к Родине. «Лимоновцы» вскоре громко заявили о себе множеством акций протеста, десятками шествий и митингов.
Летом 1997 года здание, где заседала редакция партийной газеты, было взорвано. На следующий день в «Лимонке» вышла статья Лимонова «Нас не запугать». Казалось, что этот человек ничего не боится.
Либо убить, либо посадить
В 2000 году «нацболы» провели масштабную акцию протеста против кандидата в президенты РФ Владимира Путина. Вскоре Эдуарду Лимонову и его соратникам были предъявлены обвинения в подготовке к террористической деятельности. Лимонов был приговорен к четырем годам лишения свободы в колонии строгого режима за хранение оружия.
Находясь в исправительном учреждении, политик зарегистрировался на выборы депутатов в Госдуму РФ и набрал более 6,5 процентов голосов избирателей.
За время нахождения в Бутырской тюрьме Лимонов написал восемь книг. В июне 2003 года Лимонова был освобожден условно-досрочно.
Другая Россия
Оказавшись на свободе, Лимонов пытался объединить всю оппозицию. Он поддерживал взгляды социал-демократической партии Михаила Горбачева, партию народной свободы Михаила Касьянова и вел тесное общение с Ириной Хакамадой.
В 2006 году им и его соратниками была основана оппозиционная коалиция «Другая Россия», которая в последующие два года провела ряд успешных митингов, получивших название «Марши Несогласных». На усмирение протестующих руководство порой направляло колоссальные ресурсы, и тому есть вполне очевидное объяснение: российская власть видела в Национал-большевистской партии угрозу.
22 марта 2007 года столичная прокуратура объявила о приостановке деятельности НБП по причине нарушения членами партии закона «О противодействии экстремистской деятельности». Тогда же Лимонов начинает продвигаться в Интернет-пространстве, вести свой блог в Живом Журнале.
В 2012 году Лимонов выдвигал свою кандидатуру на президентские выборы 2012 года, но получил отказ от Центральной избирательной комиссии.
Сегодня Лимонов поддерживает присоединение Крыма к России и выступает против прозападных журналистов, называя из предателями, и предлагает закрывать СМИ, поддерживающие прозападные идеи. Вероятно, с нынешней, изменившейся позицией Лимонова связано то, что он начал публиковаться в «Известиях» и стал посещать федеральные каналы.