Москва
18 декабря ‘24
Среда

Станислав Говорухин. Биография

Советский и российский актер, режиссер, сценарист, политический и общественный деятель. Депутат Госдумы РФ (с 1993-го). Народный артист России (2006).

Детство Станислава Говорухина

Режиссер Станислав Сергеевич родился 29 марта 1936 года в Свердловской области.

Отец, Сергей Геориевич, донской казак. Мать, Прасковья Афанасьевна, занималась пошивом одежды и одна воспитывала детей. Ребята никогда не видели своего отца. По рассказам бабушки, он бросил семью и спился. Для того чтобы содержать сына Станислава и его сестру, Инессу, матери приходилось много работать. Тяжелая жизнь отразилась на здоровье женщины, и она рано умерла. При жизни ей удалось поставить детей на ноги и дать обоим детям высшее образование.

Станислав Говорухин о своем детстве: «Детство мое было нищее, жили мы в бараках. Не как в песне у Высоцкого: «на 38 комнатов всего одна уборная», а на девять бараков — одна! Жуткое время».

После смерти матери Станислав со своей сестрой отправили запрос в КГБ и узнали, что их отец, Сергей Георгиевич Говорухин, был репрессирован согласно директиве Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова «О расказачивании», и в 1938 году то ли умер, то ли его расстреляли. Мать знала об этом, но старалась скрывать правду от людей, боясь за жизнь детей.

После школы Говорухин поступил на геологический факультет Казанского университета и какое-то время после выпуска работал по специальности. Однако спустя год понял, что геология – это не то, чему он хотел бы посвятить всю свою жизнь.

Творческий путь Станислава Говорухина

В то время советское телевидение находилось на стадии становления. В столице Татарстана начали появляться первые телестудии, и Говорухин  решил попробовать себя в этой области.  Первое время он работал ассистентом режиссера на местном телевидении, куда его позвали знакомые.

Сам режиссер, вспоминая то время, рассказывал, что оно было самым творческим в его жизни - работать приходилось круглыми сутками и выполнять сразу несколько ролей: от редактора до ведущего. Параллельно Говорухин писал экспрессивные статьи в газетах «Советская Татария» и «Горьковский рабочий». Но после хрущевской оттепели решил оставить публицистскую деятельность. Вернулся к журналистике лишь во времена перестройки.

Новый поворот в его жизни случился с переездом в Москву, где он сразу же поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в мастерскую советского сценариста Якова Сегеля. В 1967 году он окончил вуз с красным дипломом, представив в качестве выпускной работы короткометражный фильм «Тётя Катя».

Молодой кинорежиссер мечтал жить и работать в Одессе, несмотря на то, что не был знаком с городом лично. На Одесской киностудии были сняты любимые фильмы будущего мэтра. После окончания университета уже дипломированный специалист отправился в город своей мечты и приступил к съемкам фильма об альпинистах. По воспоминаниям Говорухина сценарий фильма был сыроват, но он с энтузиазмом взялся за работу. На главную роль Станислав Сергеевич пригласил Владимира Высоцкого, а через несколько месяцев зрители могли оценить фильм «Вертикаль», повествующий о непростом восхождении группы альпинистов на непокоренную кавказскую гору.  

Успех Станислава Говорухина

Известность пришла к Станиславу Сергеевичу в конце 70-х годов, когда он представил зрителю сразу несколько своих киноработ. Среди них картина «Белый взрыв» с Людмилой Гурченко и Арменом Джигарханяном в главных ролях.

В 1977 году режиссер презентовал зрителям первым молодежный приключенческий фильм «Ветер Надежды» о курсантах морских училищ, пересекающих моря и океаны на учебном паруснике «Надежда». Все песни в картине были исполнены Владимиром Высоцким.

В 1979 году на экраны вышел сериал-сенсация «Место встречи изменить нельзя», в съемках которого снова принял участие Владимир Высоцкий. Пятисерийный фильм, повествующий о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы, принес Говорухину самую большую популярность. Не обошлось и без критики: некоторые эпизоды, не прошедшие цензуру, были вырезаны и не сохранились до нашего времени.

Сам Станислав Сергеевич считал  работу с Владимиром Высоцким чем-то большим, чем просто сотрудничество на площадке: «Высоцкий, конечно же, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным».

Кинорежиссер с трепетом относился к детским кинокартинам. На «Приключениях Тома Сойера» (1981) и  «В поисках капитана Гранта» (1985) выросло не одно поколение. Таким образом, по словам режиссера, он пытался восполнить недостаток знаний молодого поколения.

Проработав более 22 лет на Одесской киностудии, Станислав Говорухин возвратился в российскую столицу и начал работать главным режиссером на «Мосфильме». Освоив детективный жанр, Станислав Говорухин снял двухсерийную картину в 1987 году по произведению гениальной английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят», который до сих пор считается лучшей экранизацией романа. Картина получила награду за «воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».

В 1987 году Говорухин выступил за создание первого международного фестиваля под названием «Золотой Дюк». Мероприятие проводили четыре года подряд с 1988 года в Одессе. Уже после них появились «Кинотавр» и «Ника».

К этому времени «Мосфильм» развивался настолько стремительно, что Говорухин стал во главе киноконцерна «Вертикаль». Именно под этим именем выходили его последующие работы.

В 1990-х Говорухин начал снимать документальные ленты. Первой работой в этом жанре стала картина «Так жить нельзя», рассказывающая о кризисном состоянии общества того времени. После нее вышли работы «Россия, которую мы потеряли» (1992) и «Великая криминальная революция» (1993), где режиссер отразил свое разочарование событиями, которые происходили в стране. Прошлый век Говорухин закрыл картиной «Ворошиловский стрелок» (1999), повествующий о мести мужчины за насилие над своей внучкой. Картина была удостоена ряда кинонаград, а реплики главного героя были разобраны на цитаты.

В начале 21-го века Говорухин снял несколько работ – мелодраму «Благословите женщину» (2003) со Светланой Ходченковой в главной роли, а также драму «Не хлебом единым» (2005).  После этой картины он выступил в качестве сценариста и режиссера в  шести кинокартинах. Последней работой Говорухина стал фильм «Конец прекрасной эпохи» (2015), черно-белый филь, снятый по мотивам сборника рассказов Сергея Довлатова «Компромисс» о командировке советского журналиста из Ленинграда в Таллин.  Фильм открыл 26-й фестиваль «Кинотавр», получил теплые отзывы критиков и был отмечен рядом кинонаград.

Выступая на творческой встрече в Ижевске, он объявил, что покидает кинематограф: «Считаю, что «Конец прекрасной эпохи» - моя лучшая картина. Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется, что лучше уже не сделать».

Станислав Говорухин скончался 14 июня 2018 года в санатории Барвиха после продолжительной болезни, где он находился с марта. До этого он перенес операцию в Израиле.  За несколько дней до смерти режиссер был госпитализирован в Центральную клиническую больницу в тяжелом состоянии.

Политика

В 90-е года Говорухин занялся политикой – его волновали проблемы, имеющиеся в советском государстве. В 1991 году Говорухин провел несколько суток у стен Белого дома, окруженного танками путчистов.  Его радость быстро сменилась разочарованием. По его мнению, события 21 августа 1991 года были поражением, продемонстрировавшим некомпетентность правящей верхушки.

В 1993 году был избран депутатом Госдумы от Демократической партии России. На думских выборах создал «Блок Станислава Говорухина». После октябрьских событий 1993 года Говорухин постепенно перешёл на сторону левопатриотической оппозиции. После этого он оказывал поддержку лидеру коммунистов Геннадию Зюганову во втором туре президентских выборов.

После ухода Бориса Ельцина с поста президента в 2000 году Говорухин был одним из 12 кандидатов в президенты. Предвыборная кампания кинорежиссера совпала с выходом фильма «Не хлебом единым», которую граждане расценили как затянувшийся агитационный ролик. По итогам голосования Говорухину не удалось набрать и половины процента голосов избирателей.

В 2005 году Говорухин из оппозиции перешел на сторону правящей партии и стал членом «Единой России», а в 2011 году он принимал активное участие в предвыборной кампании Владимира Путина.

«Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки», – подчеркивал режиссер.

Помимо этого, Говорухин являлся депутатом Госдумы I-IV созывов, в Госдуме VI созыва был председателем ГД по культуре.

Столь непостоянная политическая позиция вызывала бурю критики в адрес режиссера.

Личная жизнь

Первая жена режиссера - Юнона Карева, с которой он познакомился в Казани. Первая супруга – актриса Казанского театра. В 1961 году у пары родился сын Сергей. Молодые люди недолго прожили в совместном браке и в скором времени развелись. Сергей пошел по стопам отца и стал режиссером. С отцом Сергей почти не контактировал – не могу простить ему уход из семьи. В 2011 году сын Говорухина скончался после перенесенного инсульта.

В 1966 году Станислав Сергеевич женился на своей коллеге Галине. Они познакомили на Одесской киностудии, где Галина было монтажером. Вторая супруга Говорухина прощала ему многочисленные измены и романы с молодыми актрисами. Так, в прессу попадали совместные фото Говорухина и Светланы Ходченковой. Тогда дело чуть не дошло до развода.

Также было известно о романе режиссера с 27-летней актрисой Анной Горшковой, исполнившей главную роль в фильме «Пассажирка».

После этого на месте Горшковой оказалась 22-летняя актриса Елена Дудина. Пара вместе появлялась на светских мероприятиях. Однако через какое-то время у Говорухина появился соперник в виде 28-летнего актера Анатолия Руденко, что разочаровало Станислава Сергеевича и он вернулся к своей законной супруге Галине.

Полная версия