Кира Муратова. Биография
Советский и украинский кинорежиссёр, сценарист и актриса.
Детские годы и образование
Кира Муратова (дев. – Короткова) родилась 5 ноября 1934 года в непростое время бессарабском городе Сороки (ныне территория Молдавии).
Ее отец, Юрий Александрович Коротков, занимал пост секретаря сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии, а в 1941 году погиб в составе партизанского отряда. По этой причине своего отца Кира Муратова почти не помнила.
Читайте также
Мать, Наталья Исааковна Короткова-Скурту, была еврейского происхождения и являлась членом компартии Румынии. В послевоенные годы работала в министерстве культуры Социалистической Республики Румыния (СРР), врачом родильного дома «Polizu», а после заместителем министра здравоохранения СРР.
Когда Кира Георгиевна была ребенком, семья часто переезжала. В 1939 году Коротковы какое-то время прожили в Бухаресте, в 1940 году переехали в Кишинев, где и жили до эвакуации.
Когда Кире исполнилось 12 лет мать, работавшая в те годы в министерстве культуры, подарила ей пропуск во все кинотеатры Бухареста. Так будущий режиссер познакомилась с кинематографом.
После окончания школы Кира Георгиевна переехала в Москву и поступила в Московский государственный университет на факультет филологии. Спустя год она поняла, что ее влечет кинематограф и оставила МГУ, решив попытать счастье в Институте кинематографии (ВГИК).
В 1959 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Первые шаги в режиссуре
Началом творческой карьеры Муратовой стал короткометражный фильм «У крутого яра», снятый в 1961 году на Одесской киностудии совместно с ее первым мужем Александром Муратовым, с которым они познакомились еще в студенческие годы.
В 1964 году у супругов выходит еще один совместный полнометражный фильм под названием «Наш честный хлеб».
1967 год обозначился для Муратовой первой самостоятельной режиссерской работой, получившей название «Короткие встречи». В фильме-мелодраме 33-летняя Кира Муратова еще исполнила по вынужденным причинам главную женскую роль Валентины Ивановны, ответственной сотрудницы горсовета, которая переживает роман с геологом Максимом, на роль которого был приглашен Владимир Высоцкий. Картина вышла ограниченным тиражом, и лишь 20 лет спустя ее выпустили на широкий экран – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян. А Нина Русланова, исполнявшая вторую главную женскую роль, получила премию «Ника».
Читайте также
В 1971 году Муратова сняла картину «Долгие проводы» о взаимоотношениях матери и сына по сценарию Наталии Рязанцевой. Однако и этой картине не суждено было сразу же появиться на свет. Руководство киностудии не оценило картину и запрятало ее в «долгий ящик». Строгие цензоры усмотрели в этой работе противопоставление интеллигенции и народа, что не вписывалось в советскую действительность.На экраны она вышла только в 1987 году и получила премию на Международном кинофестивале в Локарно и Тбилиси.
Всемирное признание
Интерес к проблематике нравов того времени проявлялся в фильмах Киры Муратовой, что нравилось не всем. После очередного скандала с руководством она была вынуждена уехать из Одессы в Ленинград, где родилась кинокартина «Познавая белый свет» (1987). Картина удалась, но критики решили взять режиссера под особый контроль и редактуру.
Фильм «Среди белых камней» вышедший в 1983 году настолько сильно подвергся изменениям, что Муратова отказалась указывать в титрах свою фамилию.
Перестройка принесла режиссеру долгожданный глоток свободы. Она получила возможность творить так, как велит сердце. В этот период появились на свет кинокартины «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1990), снятые в сотрудничестве с ее вторым мужем Евгением Голубенко.
«Астенический синдром» - двухсерийная психологическая драма, за судьбами героев которой встает образ нашего общества того времени. Картина произвела настоящий фурор среди кинокритиков. Фильм был необычен во всем: первая часть снята в черно-белых цветах, вторая - цветная, с экрана впервые прозвучала нецензурная лексика, а в саундтрек включили американский рок. За пределами страны фильм признали, и он получил специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм.
«Это совершенно исторический фильм в разных смыслах этого слова. Кроме Эйзенштейна и вообще русского авангарда, оттепельных картин Хуциева и фильмов Киры Муратовой, наверное, не было таких картин, которые бы закрывали и открывали новую эпоху», – так охарактеризовала его искусствовед Зара Абдуллаева.
В середине 1990-х Муратова была признана классиком «интеллектуального» кинематографа, но снимала картины все реже.
В 1994 году Муратова пригласила на главную роль в своем фильме «Увлеченья» эпатажную Ренату Литвинову, которая стала музой режиссера. Именно после этой роли Литвинова получила известность и попала в историю кино. Кинокартина «Увлеченья» была отмечена премией «Ника».
Все кинокартины срывали те или иные награди и кинопремии.
В 2012 году Кира Георгиевна представила публике комедию «Вечное возвращение», где главные роли исполнили Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий и Рената Литвинова. Мировая премьера состоялась в рамках Римского кинофестиваля в том же году. После премьеры режиссёр объявила о том, что эта была её последняя картина и она оставляет кинематограф.
Читайте также
Муратова удостоена звания народной артистки УССР. Она не раз была отмечена премиями "Ника" и "Кинотавр". Получила в России орден дружбы, а на Украине — ордена князя Ярослава Мудрого ІІІ и IV степеней, а также российскую государственную награду — орден Дружбы.
6 июня 2018 года на 84-м году жизни Кира Муратова скончалась в своей одесской квартире после долгой и тяжелой болезни. Известие о кончине Муратовой подтвердил ее муж сценарист Евгений Голубенко.
«Мне не надо, чтобы про меня снимали документальное кино. Дневники и все, что когда-то писала, хочу сжечь, уничтожить. И пепел мой развейте, раздуйте и на помойку меня выбросьте, отдайте в зоопарк на съедение зверям… Хочу, чтобы от меня остались только фильмы – и все», – отмечала Муратова в интервью изданию Esquire.
Личная жизнь
С первым мужем, Александром Муратовым она познакомилась, когда училась во ВГИКе. У пары была дочь Марианна, которая трагически погибла. Подробности смерти не разглашаются, известно, что дочь подарила Кире Муратовой двоих внуков – Александра и Антона.
Бабушка Кира снимала мальчишек в эпизодах своих фильмов. Именно после смерти дочки Александр и Кира перестали общаться и развелись.
Вторым мужем Муратовой стал художник Евгений Голубенко, который был младше ее на 22 года. Он также был соавтором ее сценариев. Детей у них не было.