Игорь Краснов: биография любимца Бастрыкина
Игорь Краснов: работа в СКР, убийство Маркелова, Бабуровой, Немцова и царской семьи, зачистка от неонацистского подполья, взятки в «Восточном» и другие вехи биографии.
Земляк Ломоносова
Игоря Краснова спецкор отдела расследований «Новой газеты» Ирек Муртазин назвал прокурорским самородком с родины Ломоносова. Игорь Викторович действительно появился на свет в Поморье, правда был не деревенским мальчиком, как российский ученый, а вполне себе городским. Его малая родина – Архангельск, где он и родился 24 декабря 1975 года. Высшее образование Краснов получил в Поморском государственном университете, который, как не трудно догадаться, носил имя самого знаменитого уроженца этих мест – Михаила Ломоносова.
Игорь Краснов его примером не вдохновился и в науку не пошел. Он изучал юриспруденцию, а после выпуска поступил на работу следователем в местную прокуратуру. Это случилось в 1997 году.
Перевод в Москву
Работал Краснов хорошо, настолько, что в 2005 году его командировали в Москву. Краснов вошел в состав следственной группы, который предстояло найти виновных в покушении на Анатолия Чубайса. Игорь Викторович стал одним из многих хорошо зарекомендовавших себя следователей провинции, которых приглашали работать в Москву. Он поступил на работу в центральный аппарат Генпрокуратуры. Он возглавил расследование.
Первое резонансное дело в его карьере можно назвать неудачей – обвиняемых в покушении на Чубайса националистов, среди которых был сын экс-министра печати Бориса Миронова Иван и полковника Владимир Квачков, полностью оправдали присяжные. Но его босс, Алексей Бастрыкин, остался доволен работой подчиненного и с его подачи Краснов в 2007-м занял должность старшего следователя по особо важным делам при главе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Бывшие коллеги говорят о том, что Краснов стал «любимчиком» Быстрыкина.
Убийство Маркелова и Бабуровой
Настоящую известность следователь Краснов приобрел в 2009 году после расследование убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, работавшей в «Новой газете». Трагедия вызвала большой общественный резонанс, и Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, пообещал лично проконтролировать ход расследования.
Дело могло стать очередным «висяком», но, как говорят специалисты, за год Краснову удалось не только найти убийц, но и выявить и обезвредить сеть неонацистского вооруженного подполья. По словам адвоката правозащитной группы „Агора“ Ильнура Шарапова, «крутой следак» Краснов сумел найти связь между делами об убийствах, которые находились в работе в районных отделах (и расследовались не слишком успешно). Выяснилось, что лидеры антифашистов Федор Филатов и Иван Хуторской, чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев, судья Мосгорсуда Эдуард Чувашов и никому не известный мигрант, чью отрезанную голову подкинули к дверям одной из районных управ, стали жертвами одних и тех же людей – членов Боевой организации русских националистов, более известной как БОРН. Они же расправились с Маркеловым и Бабуровой.
Работу следователей под руководством Игоря Краснова высоко оценили специалисты, в том числе правозащитники и сотрудники «Новой газеты».
Убийство Бориса Немцова
В 2011 году в России появилась новая структура – Следственный комитет Российской Федерации. Его возглавил Александр Бастрыкин, а Краснов, естественно, перешел на работу в центральный аппарат СКР.
В 2014 году он начал расследование о многомиллиардных хищениях госсредств при строительстве космодрома «Восточный». Сложную мозаику из многих эпизодов Краснов собирал полгода, но затем его перебросили на расследование нового резонансного убийства. 27 февраля 2015 года На Большом Москворецком мосту застрелили оппозиционного политика Бориса Немцова. Расследование вели следователи СКР во главе с Красновым и сотрудники 2—й службы ФСБ, подразделения по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя. Он хорошо сработался с замдиректора ФСБ Алексееем Седовым, который курирует службу.
Вскоре Краснова повысили – он возглавил группу следователей при председателе СКР, а непосредственное руководство расследованием дела об убийстве Немцова перешло к одному из его подчиненных. У семьи Немцова и сторонников оппозиционера есть немало вопросов к следствию, но они касаются выявления заказчиков убийства, в том, что осужденные по делу были исполнителями, практически никто не сомневается.
В 2016 году Краснов стал замом Бастрыкина. Игорь Викторович возглавил следственную группу по расследованию убийства в Лондоне полковника Александра Литвиненко, он же расследует громкое дело экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко. Также ему поручено проверить версию о ритуальном характере убийства царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году – как отмечалось, по настоянию Русской православной церкви и «патриотической общественности. Журналисты оппозиционных изданий назвали версию антисемитской.
Читайте также
Следствие любит тишину
Игорь Краснов никогда не был замешан ни в каких оппозиционных скандалах и в принципе человеком непубличным, несмотря на известность в профессиональных кругах. Когда его попросили дать комментарий по делу, он бросил: «Следствие любит тишину». И этого принципа всегда придерживался.
Но 13 января 2020 года этого года «Коммерсант» опубликовал большое интервью с заместителем главы СКР, в котором тот не только отвечал на вопросы о расследуемых делах, но и делился своими соображениями по борьбе с коррупцией и предотвращению нападениями на учащихся в школах. Специалисты насторожились – похоже, следователя решили вывести из тени.
Причина стала ясна через неделю, когда президент предложил Игоря Краснова на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Прописан в СКР
О личной жизни Игоря Краснова неизвестно практически ничего. Единственный источник – декларация о доходах – позволяет узнать, что у следователя есть несовершеннолетний ребенок. Числится в документе и супруга – но до 2017 года, то ли она перестала получать доходы, то ли случилось что-то еще. У Краснова есть доля в квартире площадью 124 квадратных метра. В 2018 году его доходы составили чуть более 4,5 миллионов рублей.
Корреспонденты «Медузы» выяснили даже адрес регистрации Краснова. Согласно документам, он в буквальном смысле слова живет на работе. По адресу Технический переулок, дом 2 находится главный офис Следственного комитета в Москве.