Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Биография Мартина Скорсезе: от «Таксиста» до «Ирландца»

Мартин Скорсезе. Биография: сицилийские корни, карьера в кино, сотрудничество с Робертом Де Ниро и Леонардо Ди Каприо, «Ирландец», премия «Оскар» и пять жен

Не все итальянцы из мафии

Следует сказать, что Мартину Скорсезе сильно повезло. Режиссер, который является одним из самых авторитетных мастеров кино, мог бы не появиться на свет вовсе, если бы его предки не обладали сильными характерами, волей и решимостью изменить свою жизнь, пусть даже придется начинать все сначала. Его деды и бабушки и по отцу, и по матери были уроженцами Сицилии, региона Италии, который прославила на весь мир мафия.

Ни Скорсезе, ни Каппа (девичья фамилия матери) не принадлежали к числу мафиози. Обе семьи разными путями оказались в Нью-Йорке и поселились в итальянских кварталах в Куинсе, буквально на соседних улицах.Они легко могли стать героями любого фильма об эмигрантах-итальянцах в США, а их приключения по дороге в страну мечты и свободы могли послужить основой для хорошего сценария.

Они были такими, как все.

Рабочие и актеры

Родителей будущего режиссера звали Лучано и Кэтрин. Мартин (Martin Scorsese, дата рождения - 17 ноября 1942-го года), был их вторым сыном, назвали его в честь отца Кэтрин. Лучано переименовал себя в Чарльза, чтобы не смущать американских друзей и коллег.

Но в всех других аспектах семья была типично итальянской и не стремилась отрываться от корней. Это означало глубокую религиозность и приверженность традициям. Но не мафии - в семье явно считали, что лучше быть бедными, но честными.

Зато в фильмографии Скорсезе значительную часть занимают фильмы из жизни мафиози и гангстеров - не только итальянских (фильм "Славные парни" и вовсе считается образцовым и долго подогревал интерес к мафии).

Отец Мартина работал гладильщиком, мать – портнихой. А потом, когда сын пришел в большое кино, они стали периодически появляться на экране в эпизодических ролях – и не только в его фильмах.

Хотел стать священником

Жизнь в Маленькой Италии была бедной, уровень преступности зашкаливал. Но мальчик на улицах появлялся нечасто. Мартин рос болезненным ребенком. У него была астма, которая не давала возможности для полноценного общения и игр со сверстниками. Главным развлечением для Мартина стало кино. Правда, творениям Голливуда в семье предпочитали европейское кино, и особенно итальянское.

Мысль о карьере в кино возникла у Скорсезе далеко не сразу. В детстве он хотел стать священником, но потом эта идея перестала казаться привлекательной. О «карьере» гангстера (Скорсезе ведь был итальянцем) речи тоже не шло – он не обладал достаточной физической силой, да и желания не было.

Скорсезе отслужил в армии, в морской пехоте – правда, был не бойцом, а коком, а не бойца, а потом получил высшее образование в колледже наук и искусства в Нью-Йорке.

Детские мечты остались позади. Скорсезе твердо знал, чего хочет. Его кумирами в кинематографе стали Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Рай Сатьджит и Микеланджело Антониони, а любимыми направлениями – Nouvelle Vague, Французская новая волна и итальянский неореализм.

Явление Роберта Де Ниро

Мартин Скорсезе фильмы снимал, еще будучи студентом - короткометражные. Прорывом оказалась его картина Mean Streets («Злые улицы»), вышедшая на экраны в 1973 году. И не только потому, что понравилась публике – именно в этой ленте впервые встретились молодой режиссер и многообещающий актер по имени Роберт Де Ниро. Скорсезе не любил менять исполнителей, и Роберт Де Ниро стал первым из них. Их тандем, который скоро оценили все любители кино, оказался на удивление плодотворным, а творческий союз длится уже многие годы.

Следующий фильм Скорсезе, «Алиса здесь больше не живет» ( Alice Doesn't Live Here Anymore), появился в списке номинантов на премию «Оскар» - правда, не благодаря режиссуре, а благодаря работе актрисы Эллен Бёрстин, которой и досталась заветная статуэтка за главную женскую роль.

«Золотая пальмовая ветвь» за «Таксиста»

В 1976 году появился фильм, ставший определяющим для карьеры Скорсезе. «Таксист» (Taxi Driver) в полной мере раскрыл талант режиссера и определил его почерк – склонность к реализму, в том числе и в изображении актов насилия, частый отказ от музыкального сопровождения в напряженных сценах вопреки сложившейся практике, широкое использование закадрового голоса, стоп-кадра и замедленной съемки. Также режиссер любит появляться на экране в эпизодических ролях (в «Таксисте» он сыграл одного из пассажиров).

Роберт Де Ниро к роли готовился основательно и даже работал таксистом, много общался в военными – ведь ему пришлось воплотить на экране образ ветерана вьетнамской войны. В итоге фильм приняли и критики, и публикой, принес Скорсезе «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и номинации на «Оскар» и другие престижные награды. Даже если бы Скорсезе не снял больше ничего, он бы уже завоевал место в истории кинематографа.

Вдохновитель покушения на Рейгана

Дополнительную рекламу фильму (как будто он в ней нуждался) дал некий Джон Хинкли. Картина произвела на него такое сокрушительное впечатление, что он несколько лет подряд буквально преследовал юную актрису Джоди Фостер. Она убедительно сыграла в «Таксисте» двенадцатилетнюю проститутку.

Когда актриса твердо отказала обожателю, тот решил, что все же добьется ее благосклонности, если тоже станет знаменитостью. И не нашел ничего лучшего, как попытаться убить президента США. В итоге его арестовали за планы расправиться с Рональдом Рейганом.

На гребне новой волны

Позже фильм «Таксист» критики определили как один из краеугольных камней «Нового Голливуда» - периода, когда коммерчески успешные и много раз проверенные формулы американской киноиндустрии режиссеры нового поколения переосмысливали в ключе Французской новой волны и артхауза, привнеся в массовое кино приемы, характерные для кино авторского, экспериментируя с формой, и это принималось широкой публикой.

На Скорсезе смотрели как на одного из бесспорных лидеров новой эпохи в истории Голливуда. Будучи, что называется, всеядным, Мартин Скорсезе лучшие фильмы снимал в самых разных жанрах. За леденящей историей ветерана Вьетнама последовали музыкальная драма с элементами комедии «Нью-Йорк-Нью-Йорк» (главную тему - New York, New York - блестяще исполнил легендарный Фрэнк Синатра, и она знакома каждому) и документальный фильм «Последний вальс» (The Last Waltz), ставший эталоном для съемок выступлений рок-групп, так называемого концертного кино.

«Бешеный бык» как смысл жизни

Карьера Скорсезе быстро шла в гору, но в 1978-м режиссер чуть не лишился жизни. Он угодил в больницу – как утверждает большинство источников, после передозировки кокаина. Режиссер пребывал в депрессии, и кто знает, чем бы все это закончилось, если бы не Роберт Де Ниро. Тот, придя в больницу, сначала завел речь о прекращении экспериментов с наркотиками, а потом попросил Мартина снять фильм про боксера.

Скорсезе фильмы о спорте не любил и поначалу отказывался, но Де Ниро был очень настойчив. В итоге ему удалось уговорить режиссера, и по выходе из лечебного учреждения тот принялся на работу – и забыл про стимулирующие средства.

Многие утверждают, что фактически Де Ниро спас Скорсезе жизнь. А фильм «Бешеный бык» (Raging Bull) оказался весьма успешным и принес Де Ниро очередной «Оскар». Спустя шесть лет Скорсезе уже благодарил другой блестящий актер, Пол Ньюмен, который единственную в своей жизни премию Американской киноакадемии получил за роль в фильме «Цвет денег» (The Color of Money), пополнивший список лучших фильмов режиссера.

Оскорбление чувств верующих?

Одной из самых рискованных работ Скорсезе стала лента «Последнее искушение Христа» (The Last Temptation of Christ), вышедшая на экраны в 1989 году. Картину по произведению греческого классика Никоса Казандзакиса, который представил своеобразную альтернативу евангельской истории, значительно трансформировав образ Сына Божия, критики считают одной из самых значимых работ режиссера (который по вероисповеданию католик).

Бюджет картины был весьма невелик, от съемок на родине Христа, в Израиле, пришлось отказаться. Актеры согласились сниматься за весьма скромный гонорар.

Предвидеть трудности, которые ждут ленту при прокате, было не сложно. Работа вызвала бурные споры и протесты верующих христиан самых разных конфессий, в том числе Русской православной церкви (наибольшее возмущение вызвал тот факт, что фильм Скорсезе транслировался в Пасхальную ночь). И то, что фильм получился безусловно выдающимся, лишь усугубляло ситуацию.Зато фильм получает безоговорочное признание критики, и Скорсезе получил очередную порцию номинаций на «Оскар».

Тандем с Леонардо ди Каприо

К 2000-м годам авторитет Скорсезе был неоспорим, он твердо завоевал звание одного из самых выдающихся режиссеров за всю историю кино. В список лучших фильмов входили многие его картины. Своей репутацией он пользовался и делал что хотел. В этом они оказались похожи с молодым актером, который стал новым вдохновителем режиссера.

Леонардо Ди Каприо к тому времени находился на перепутье. Он обладал редким сочетанием безусловно выдающегося актерского дарования и не менее выдающейся привлекательности, которая принесла ему славу первого красавца киноиндустрии и признанного секс-символа. И звезду «Титаника» эта репутация не устраивала совершенно. Он не собирался становиться заложником успешной роли и собственной внешности и тем более сниматься ради денег в фильмах, которые ему не нравятся.

С красотой Ди Каприо боролся так яростно, что в конце концов победил – нынешнего Леонардо уже никто не назовет секс-символом, и не только из-за естественного старения. Зато он добился того, о чем мечтал с детства – славы безусловно серьезного актера, который может сыграть все. И многие считают, что именно Скорсезе ему в этом помог.

Новый тандем, ставший не менее успешным, чем союз с Де Ниро, сложился в 2002 году, когда Ди Каприо появился в фильме «Банды Нью-Йорка» (Gangs of New York). Уже тогда было ясно, что это надолго. Так и получилось – Ди Каприо уже несколько раз играл в картинах мастера, хотя и другими интересными предложениями не пренебрегает, и стремительно догоняет по количеству фильмов Скорсезе, в которых снимался, Роберта Де Ниро. "Авиатор" (The Aviator), "Остров проклятых" (Shutter Island), "Отступники" (The Departed), "Волк с Уолл-стрит"(he Wolf of Wall Street)... Каждый фильм становился событием.

Очередная совместная работа должна выйти на экраны в 2021 году. В фильме «Убийцы лунного цветка» (Killers of the Flower Moon) снимутся оба любимца Скорсезе – Роберт Де Ниро и Леонардо Ди Каприо.

Сериал с Миком Джаггером

Мартин Скорсезе фильмы и художественные, и документальные снимает с равным мастерством и испытывает устойчивый интерес к рок-музыке. В 2008 году он снял концерт легендарных The Rolling Stones, в 2011-м – фильм «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире». Также режиссер стал одним из монтажеров фильма о легендарном фестивале Вудсток.

А в 2016 году был запущен сериал о музыкальной индустрии 70-х годов прошлого века «Винил» (Vinyl). Его придумали лидер The Rolling Stones Мик Джаггер, Скорсезе и сценаристы Теренс Уинтер и Рич Коэн. Скорсезе лично срежиссировал первый эпизод.

«Оскар» за ирландскую мафию

Скорсезе за свою жизнь не один раз номинировался на «Оскар», однако статуэтка доставалась другим. Победу в номинации «Лучший режиссер» он одержал только в 2007 году, когда на экраны вышел триллер «Отступники» - очередная история, в которой он показал жизнь мафии, на этот раз не итальянцев, а ирландцев.

В 2020 году мастер вновь претендует на самую престижную премию киномира. В ленте «Ирландец» (The Irishman) об убийце, отнявшим жизни десятков людей, сыграли Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Картина получила несколько номинаций на «Оскар», в том числе как лучший фильм года и за лучшую режиссерскую работу. Но безусловным фаворитом стал корейский фильм «Паразиты», и Скорсезе опять остался без награды. Но его авторитет уже давно выше любых наград.

Пять жен, три ребенка

Бурной личной жизни Мартина Скорсезе позавидуют иные голливудские звезды. Помимо романов, за плечами у режиссера пять свадеб. Первая жена Ларейн Мари Бреннан подарила ему дочь Кэтрин, но брак долго не продлился.

Во второй раз режиссер, к тому времени уже достаточно известный, обменялся брачными обетами с литератором Джулией Кэмерон. В этом браке родилась Доменика, получившая двойную фамилию – Кэмерон-Скорсезе. Две творческие личности вместе не ужились, зато подросшая Доменика снялась у отца в фильме «Эпоха невинности», у матери в черной комедии God’s Will и еще в десятке картин, хотя большого успеха не добилась.

Третьей женой Скорсезе стала итальянская актриса Изабелла Росселини, но и этот брак долго не продлился. Неудачей окончились и отношения с продюсером Барбарой де Фина.

Последней женой Скорсезе стала Хелен Моррис, довольно известная в издательских кругах Нью-Йорка (режиссер живет именно там). И именно ей удалось «приручить» мастера кино. Они поженились в 1999 году и с тех пор не расстаются. Хелен можно считать настоящей героиней – она родила дочь Франческу в 52 (!) года. Счастливый отец снял подросшую дочку в двух своих фильмах – «Отступники» и «Авиатор».

Полная версия