Рихард Зорге стал одним из самых знаменитых шпионов XX века. Имя резидента советской военной разведки, погибшего в Японии, сначала узнали на Западе и лишь потом в СССР.
Его биография похожа на роман, а мифы и легенды вокруг его жизни только множатся.
Жил в двух империях
Семья Зорге была связана с революционным движением – двоюродный дед Рихарда, Фридрих, даже служил секретарем у самого Карла Маркса. Однако отец, Густав, от политики был далек. Немецкий инженер работал на фирму «Нобель» на бакинских промыслах. И пока находился в Российской империи, успел жениться на русской скромного происхождения.
Рихард Зорге появился на свет 4 октября 1895 года в Азербайджане, но когда ребенку исполнилось три года, Зорге переехали в Германию. Детство Рихарда Зорге в обеспеченной семье было спокойным и безмятежным, и он мог тоже остаться вне политики, если бы не Первая мировая.
Воевал против России
В армию Германской империи юноша пошел добровольцем, даже не закончив учебу. Он стал артиллеристом, получил Железный крест II степени и несколько ранений. Одно оказалось особенно серьезным – рядом разорвался снаряд, и Зорге повис на колючей проволоке.
Он провел там в таком положении три дня, прежде чем оказаться в госпитале. Одно ранение оказалось особенно серьезным - из-за него одна нога стала значительно короче другой. Рихарда Зорге признали инвалидом и в январе 1918 года комиссовали.
Стал коммунистом
Первая мировая война значительно повлияла на развитие мира. Пали сразу три империи – Российская, Германская и Австро-Венгрия. В Германии именно ветераны войны позже организовали НСДАП – уже через двадцать лет имя одного из них, Адольфа Гитлера, будут знать во всем мире, а через тридцать нацизм признают самым страшным и кровавым учением человечества.
В Германии идеи нацизма приобрели чрезвычайную популярность, но Зорге пошел по другому пути. Вспомнив семейное прошлое, он увлекся марксизмом. Инвалидность не помешала участию в матросском восстании в Киле, а также учебе (у Рихарда Зорге – звание доктора государства и права и степень по экономике).
В 1919 году молодой человек вступил в компартию Германии. «Только из-за этой войны я стал коммунистом», - говорил он потом.
Работник Коминтерна
Зорге был редактором коммунистической партийной газеты, работал во Франкфуртском институте социальных исследований, где разрабатывали критическую теорию индустриального общества, известную как Франфуртская школа. Однако в 1924 году компартию Германии запретили.
Зорге эмигрировал в Россию – не из-за детских воспоминаний, а из-за того, что к тому моменту страна превратилась в первое в мире социалистическое государство. В 1925 году Зорге получил гражданство СССР, вступил в ВКП(б) и нашел работу в Коминтерне – организации, которая должна была обеспечить организации мировой революции на всем земном шаре.
Зорге в Москве работал в Институте марксизма-ленинизма при центральном комитете ВКП (б) и даже писал статьи соответствующего идеологического содержания, подписываясь собственной фамилией.
Как Рихард Зорге стал разведчиком
Когда именно Зорге из скромного сотрудника Коминтерна превратился в профессионального шпиона, определенно сказать нельзя. Известно, что в 1929 году Зорге ездил в Великобританию – некоторые исследователи полагают, что эта командировка была прикрытием для шпионской миссии. Его первая жена вспоминала впоследствии, что Рихард Зорге в числе прочего встретился с каким-то важным лицом.
Ученый из США Роберт Ваймант полагал, что речь идет об одном из высокопоставленных сотрудников британской разведки, MI6, который передал какую-то ценную в военном отношении информацию. Осенью того же года Зорге официально начал работу в Разведупре Рабоче-Крестьянской красной армии.
Рихарда Зорге направили в Шанхай.
Поставил США на место Великобритании
Если о задаче Зорге в Британии мало что известно, в Китае он уже выступал в роли полноценного резидента. В 1930 году Рихард Зорге прибыл в китайский Шанхай. Профессия журналиста была превосходным прикрытием.
Группе Рихарда Зорге удалось узнать имена всех военных советников из Германии при войсках Чан Кай Ши, добыть сведения о планируемой совместной разработке химоружия и планах о его применении, а также добыть шифровальные коды.
Именно в Шанхае Рихард Зорге завел знакомство с одним из самых важных людей для его шпионской карьеры. Японец Хоцуми Одзаки, член коммунистической партии, работавший журналистом, позднее стал ценным информатором.
Зорге предсказывал, что Соединенные Штаты Америки займут место Великобритании в мировой политике. После Второй мировой так и случилось – правда, сам Зорге об этом уже не узнал.
Вступил в НСДАП
В 1932 году было решено, что новым местом работы для Зорге-шпиона станет Япония. Страна восходящего солнца была сложной – ни один из советских разведчиков не мог закрепиться там.
Поручение не вызвало восторга у Зорге. Он считал, что для успешной миссии нужно, чтобы внешность агента не была столь откровенно европейской. Языка Зорге, разумеется, тоже не знал. Однако его шеф в Разведупре, Яков Берзин, с подчиненным не согласился и предложил не скрывать, а подчеркивать свое происхождение и менталитет. Только не советский, а германский.
Зорге обладал обаянием, легко заводил знакомства и полезные связи, умел не только говорить, но и слушать. И этим воспользовался сполна. После Китая он отправился в Германию – и сумел убедить всех и каждого, что даже если вдруг и испытывал когда-то симпатии к коммунизму, все это осталось в прошлом. А в настоящем он готов служить новой Германии (к тому времени было уже ясно, что Гитлер вот-вот придет к власти, что в 1933 году и случилось).
В Берлине опытный журналист предложил свои услуги сразу двум весьма почтенным изданиям - «Франкфуртер альгемайне» и «Цайтунг». А чтобы его преданность Германии не вызывала вопросов, вступил в НСДАП.
Каким образом Зорге проморгала немецкая контрразведка, не ясно. Советский период в его жизни не скрывался, Рихард не только жил в СССР под своим именем, но и писал статьи. Однако нет и намека, что у германских спецслужб были к нему вопросы.
Приехал на «Королеве Елизавете»
В Японию Зорге добирался кружным путем. Пассажирская авиация тогда только начинала свое развитие, и Рихард путешествовал по воде. Он посетил США, Канаду, а затем на лайнере «Королева Елизавета» отправился в страну восходящего солнца.
На берег Японии, где ему предстоит пробыть многие годы, он ступил в начале осени 1933 года. Там корреспондента из Германии уже ждали товарищи по резидентуре – журналист Бранко Вукелич и художник Итоку Мияги. Оба они были коммунистами. У группы был свой радист –Бруно Вендт, затем Макс Клаузен. В общей сложности в группу Зорге входили двадцать пять человек.
В немецких газетах начали появляться статьи, подписанные Richard Zorgee.
Друзья - находка для шпиона
Настоящим подарком судьбы для Рихарда Зорге стала дружба. Точнее говоря, два друга. Первый, Ходзуми Одзаки, был очень встревожен фашистскими настроениями, которые начали главенствовать в Японии, и сближением своей страны с нацистской Германией – поэтому работал не за страх, а за совесть. Одзаки сделал неплохую карьеру и вошел в число интеллектуалов, приближенных к премьер-министру Коноэ. С 1938 года Одзаки состоял в так называемом Завтраковом клубе, члены которого встречались с главой правительства ежедневно. Это делало его возможности в добывании информации весьма и весьма широкими.
Второй, военный атташе Германии в Японии Эйген Отт, не питал к коммунизму никаких симпатий и понятия не имел, чем занимается Зорге в свободное от журналистской работы время. Зато обожал разговаривать с приятелями о служебных делах и весьма ценил общество доктора Зорге, особенно после того, как тот начал помогать с информацией о японских вооруженных силах и военной промышленности. Доклады Отта приобрели характер аналитики, что нравилось его начальству.
Польза статистики для шифрования
Ключ к зашифрованным сообщениям группы Зорге в Центр пытались подобрать и японские, и западные специалисты, но безуспешно. В этом качестве разведчик предложил использовать статистические ежегодники Третьего Рейха, и число комбинаций было безграничным.
Также информацию передавали на микропленках. Фотографии военных объектов или образцов вооружения уменьшались до размеров обычной точки, а затем приклеивались как «знак препинания» в конце предложения какого-нибудь невинного письма.
Кстати, СССР группа Зорге обходилась очень не дорого. Резиденты работали практически на энтузиазме и жили на собственные средства, полученные отнюдь не от продажи секретов разведке.
Чуть не выдал мотоцикл
Журналист-разведчик в Токио вел образ жизни, весьма далекий от аскетичной манеры, которая считалась приличной для коммунистов. Журналист-аналитик менял женщин, обожал дорогие автомобили и был совершенно безбашенным мотоциклистом. Однажды это чуть не привело к провалу. В 1938 году Зорге после бурной вечеринки (и видимо в соответствующем бурной вечеринке состоянии) прихватил с собой несколько секретных документов и крупную сумму денег и поехал домой на собственном мотоцикле.
Не справившись с управлением, врезался в стену недалеко от американского посольства. К счастью, разведчик не потерял сознания и вызвал Макса Клаузена, который успел забрать и вещи, которые были у пострадавшего с собой, и подчистить бумаги дома у Рихарда Зорге прежде, чем их опечатали сотрудники германского посольства.
Находясь в Японии, в общей сложности за годы работы разведчик отправил в Центр 805 донесений. 363 из них были доложены руководству страны – достаточно высокий коэффициент эффективности. Первую радиограмму от неизвестного резидента перехватили в 1937 году. Но до поры до времени никто ни в чем Рихарда Зорге не подозревал, хотя в Японии развернулась настоящая шпиономания. Немцы тоже относились к доктору с доверием, в 1938 году его даже поздравил с днем рождения лично Риббентроп.
Миф о 22 июня
Широко распространено мнение, что именно Рихард Зорге сообщил точную дату нападения Германии на СССР. О том, что к нему не прислушались, рассказывают с разной степенью эмоциональности – но со времен Хрущева.
На самом деле Зорге действительно сообщал все, что удавалось узнать от германских дипломатов – только вот Гитлер не спешил делиться с ними сверхсекретными планами. Наоборот, дипломатические круги использовались для дезинформации. К тому же планы нацистского руководства тоже не были неизменными.
Разведчик посылал донесения, исходя из стремительно меняющейся политической обстановки. Точной даты нападения он не называл, что неудивительно – эта информация была абсолютно секретной.
Знал о Перл-Харборе
Большее значение имела информация о том, что Япония в 1941 году не собирается нападать на СССР. Именно это позволило перебросить дивизии из Сибири в европейскую часть Советского Союза и добиться перелома в битве под Москвой. Донесение Рихарда Зорге было одним из источников этой информации. Сообщил он и о том, что Япония все же собирается воевать – но не с Советами, а с США, и готовится атаковать Перл-Харбор.
Что стало с этой информацией дальше, неизвестно. Однако есть версия, согласно которой правительство Рузвельта было осведомлено о готовящемся нападении – хотя долгое время официальная история гласила, что оно стало полной неожиданностью.
Был двойным агентом?
Большинство исследователей считает, что Рихард Зорге был полностью предан Советам. Однако шеф политической разведки гитлеровской Германии Вальтер Шелленберг писал иное. В своих мемуарах, опубликованных в 1956 году, он утверждал, что ценные сведения поступали от Зорге и в Немецкое информационное бюро.
По мнению Шелленберга, Зорге, ненавидевший национал-социализм, пытался примирить две страны, которые он считал Родиной – Советский союз и Германию.
Вернуться не успел
Говорят, Зорге несколько раз просил отозвать его из Японии. Однако заменить разведчика не представлялось возможным, и он продолжал оставаться в Токио. Первую радиограмму, подписанную псевдонимом Рамзай, перехватили еще в 1937-м. Однако место нахождения передатчика определить не смогли.
О причинах провала группы Зорге в 1941 году спорят до сих пор. Первым 10 октября арестовали Ётоку Мияги, затем Хоцуми Одзаки. Очередь Рихарда Зорге пришла 18 октября 1941 года. Улики были найдены при обысках в их домах. Однако расшифровать радиограммы удалось только после того, как радист Макс Клаузен не выдержал пыток и сообщил все необходимые сведения.
Зорге пытался выгородить членов группы, преуменьшая их роль. Не сказал он и о том, что работал на Страну Советов. Он объявил, что был агентом Коминтерна и боролся с фашизмом, как коммунист. Японцы воспользовались этим, чтобы разгромить местную компартию.
Суд и казнь
Суд над Зорге и его соратниками начался в мае 1943 года, приговор вынесли осенью того же года. В неволе Зорге писал мемуары. Он уже не скрывал своих коммунистических убеждений. Зорге повесили в тюрьме Сугамо в Токио 7 ноября 1944 года. В тот же день состоялась казнь его главного информатора, Одзаки. А в СССР праздновали очередную годовщину Октябрьской революции.
Разведчика похоронили в общей могиле, однако потом его третья жена-японка смогла опознать тело. Последний покой Зорге нашел в Токио.
Как мир узнал о Рихарде Зорге
О деле Зорге стало широко известно после того, как американцы обнаружили в архивах материалы расследования. Их изучали как пособие по работе советских спецслужб.
О Рихарде Зорге начали писать сначала в японской прессе, затем – по всему миру. И только в СССР о нем не знали, пока правитель СССР Никита Хрущёв не посмотрел в 1964 году французский фильм «Кто вы, доктор Зорге?».
Узнав, что герой фильма - реальное лицо, Хрущёв затребовал информацию о нем, был впечатлен и приказал присвоить Зорге звание Героя Советского Союза посмертно. Он стал самым знаменитым советским шпионом, и споры о нем идут до сих пор.