Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Роман Старовойт. Дорога в Курск

Врио губернатора Курской области.

Между Курском и Ленинградом

Роман Владимирович Старовойт – уроженец Курска. Его дед по отцовской линии руководил профкомом Курского аккумуляторного завода, по материнской – заведовал кафедрой в местном политехническом институте.

Отец Романа работал на Курской АЭС. Его сын появился на свет в Курске 20 января 1972 года.

Когда ему исполнилось два года, Владимира Старовойта перевели на Ленинградскую атомную электростанцию. Семья оказалась на северо-западе страны. Однако с Курском связь потеряна не была – каждое лето Роман ездил в гости к бабушкам и дедушкам или отдыхал в пионерлагере все в той же Курской области.

Тем не менее, его жизнь отныне была связана с городом на Неве. Там он окончил школу и получил высшее образование в Балтийском государственном техническом университете «Военмех». Специальность была сугубо техническая – импульсные тепловые машины.

На всю жизнь мальчик сохранил увлечение спортом, прежде всего биатлоном, а затем и полиатлоном - многоборьем. Благодаря этому он не только поддерживал хорошую спортивную форму, но и обрел друзей, которые помогали ему в карьере, и даже стал кандидатом педагогических наук, защитив диссертацию, посвященную инновационной методике подготовки спортсменов в зимнем полиатлоне.

Бизнес ниже среднего

Диплом Роман Старовойт получил в 1995 году. Однако, как вспоминал он сам, о работе по специальности и не помышлял. К тому времени СССР распался, а оставшаяся от него промышленность пребывала в плачевном состоянии.

Роман должен был стать одним из «офицеров» бесчисленной «армии» оборонно-промышленного комплекса, а вместо этого оказался практически на улице. Но не растерялся, а занялся бизнесом с подачи друзей, которые, как он вспоминал потом, были более «продвинутыми» в этой области, так как были студентами Ленинградского  экономического института имени Пальмиро Тольятти, одним из сотрудников которого в то время был Анатолий Чубайс. Со Старовойтом друзей связывало многолетнее увлечение биатлоном.

Бизнес был средний, «даже ниже среднего», рассказывает Старовойт. Он начал с поста исполнительного директора фирмы под названием «Региональное инвестиционное агентство», а затем возглавил компанию по управлению активами негосударственного пенсионного фонда «Промышленный».  В 2002 году Старовойт возглавил строительную компанию «Стройинвест».

По работе  Старовойт ни разу не сталкивался ни с Владимиром Путиным, ни с Дмитрием Медведевым.

В команде Матвиенко

Перемена в карьере Старовойта случилась тоже благодаря друзьям. Именно они рассказали ему о вакансии в администрации Санкт-Петербурга. Там собирались подписывать соглашение о сотрудничестве с фирмой Toyota и искали подходящего кандидата на пост начальника отдела по работе с инвесторами – с опытом работы с японскими компаниями в инвестициях и строительстве. Старовойт им подошел.

В комитете по инвестициям и стратегическим проектам Старовойт работал вместе с Максимом Соколовым, потолком в карьере которого на сегодняшний день является должность министра транспорта, которую он занимал до весны 2018 года. А губернатором Санкт-Петербурга тогда была Валентина Матвиенко. Старовойт говорит о себе как о члене ее команды.

Проекты, которые его ждали, далеко превосходили самые смелые мечтания бизнесмена средней руки. Среди них – сотрудничество с Toyota, Nissan, Huindai, реконструкция аэропорта Пулково, Западный скоростной диаметр.

В 2008 году, не прекращая своей деятельности, Роман Старовойт получил второе высшее в Северо-Западной академии государственной службы.

Олимпиада  и «Платон»

В 2010 году почти коренной петербуржец переехал в Москву. Его забрали в аппарат правительства, где он занял должность замдиректора Департамента промышленности и инфраструктуры. Председателем правительства тогда был Владимир Путин. А в 2012 году, уже во время его президентства, Роман Старовойт стал руководить Росавтодором – Федеральным дорожным агентством.

Одной из главных его задач стала подготовка объектов к олимпиаде в Сочи. Эту работу курировал Дмитрий Козак – бессменный зампред правительства в последние 12 лет, занимавший эту должность и при премьере Путине, и при премьере Медведеве. Под руководством Старовойта реализовали сразу десять крупных проектов в дорожном строительстве, включая обход олимпийской столицы и автодорожный мост через реку Сочи.

При Старовойте была внедрена система «Платон» - взимание платы с машин, весящих более 12 тонн, чтобы возместить вред, который грузовики наносят дорожному полотну. Он отвечал и за разработку, и за внедрение системы, вызвавшее массу протестов со стороны дальнобойщиков. Однако остановить новшество им было не под силу, и взимать плату с большегрузов начали с 15 ноября 2015 года.

Деятельность Росавтодора и его главы не раз подвергалась критике. К примеру, в 2014 году Счетная палата обвинила федеральное агентство в невыполнении работ на сумму 44 миллиарда рублей – из-за плохого управления финансированием. Однако выяснилось, что все не так плохо, а недостаток финансирования программ связан с тем, что часть дорожных субсидий была направлена на восстановительные работы в районах, пострадавших от крупного наводнения на Дальнем Востоке.

Также проверка аудиторов Счетной палаты выявила, что в 2012-2013 году не были освоены  38 процентов средств, предназначенных для финансирования научных исследований по поиску новых материалов, конструкций и технологий. К концу 2014 года отставание было устранено.

Марафон по Крымскому мосту

Еще одним крупным проектом, реализацию которого курировал Старовойт, стало строительство моста через Керченский пролив, который позже назвали Крымским. Самое длинное мостовое сооружение в России сдали в эксплуатацию в мае этого года, идея родилась после присоединения Крыма, а собственно строительство заняло два года.

После сдачи объекта в эксплуатацию глава Росавтодора пробежал по Крымскому мосту. Чтобы преодолеть дистанцию в 19 километров, ему, опытному марафонцу, понадобилось 1 час 44 минуты. «Я ногами протопал и визуально осмотрел весь мост. Для меня это не расстояние, я по утрам 10-15 км пробегаю по набережной от "Москва-Сити" до "Лужников" и обратно», - похвастался Старовойт.

Iron Man

Старовойт бегает марафоны с 1989 года. Один раз чиновник даже принимал участие в соревнованиях Iron Man, включащих в себя соревнования по триатлону – заплыв, гонки на велосипеде и марафонская дистанция. Однако пришлось бросить – не хватает времени на подготовку. Увлечение многоборьем Старовойт подхватил от коллеги, главы Удмуртии Александра Бречалова.

«Очень интересный опыт: по сути, готовясь к такому старту, проходишь трансформацию», - признался Старовойт. Но главным его увлечением остаются лыжи и биатлон.

О спорте чиновник говорит много и охотно, о семье – куда меньше. Известно лишь, что Старовойт женат, у него две дочери. На них и супругу записана квартира площадью 165 квадратных метров. У самого Старовойта квартиры в собственности нет

Не совсем варяг

1 октября 2018 года Роман Старовойт оставил работу в Федеральном дорожном агентстве ради должности замминистра транспорта.

Однако на новом месте чиновник не проработал и двух недель. Еще одно назначение было как гром среди ясного неба.

Губернатор Курской области Александр Михайлов, один из старожилов российского политического олимпа, подал в отставку, предварительно подписав распоряжение о предоставлении самому себе ряда льгот, включая бесплатные билеты до Москвы для себя и жены и похороны за государственный счет. Политологи гадали, кто именно прибудет ему на смену.

Назначение в Курск Романа Старовойта стало полной неожиданностью и для экспертов, и для него самого. Он бывал в области, откуда родом его семья, однако никогда там не работал.

«До обеда я находился на рабочем месте в Минтрансе, потом меня уже пригласили к руководству, а в это время министр летел в зарубежную командировку», - рассказал Старовойт. О новом назначении подчиненного его начальник, глава Минтранса Евгений Дитрих, узнал по телефону.

Указ о назначении Романа Старовойта врио губернатора Курской области был подписан 11 октября. Новый глава региона пообещал, что уже к концу следующего года жители почувствуют качественное улучшение в состоянии дорог.

Полная версия