Врио губернатора Приморского края, экс-губернатор Сахалинской и Амурской областей и Корякского АО
Широка страна моя родная
Предки Олега Николаевича Кожемяко приехали на Дальний Восток с другого конца страны – из Черниговской губернии и Белоруссии. Первоначально они обосновались на Амуре. Отец, Николай Иванович, был восьмым ребенком в большой семье. Там Николай Иванович вырос, там женился на девушке по имени Зинаида.
В начале 1960-х Николай Иванович и Зинаида Карповна переехали в Приморье, в Черниговский район. Супруги работали на строительстве Приморской ГРЭС. Здесь, в селе Черниговка, и появились на свет их дети – двойняшки Олег и Ольга. Это произошло 17 марта 1962 года.
В детстве, как это бывает, брат и сестра ссорились и даже дрались. Однако, как это тоже бывает, двойняшки были очень близки и очень привязаны друг к другу до сих пор, хотя живут в разных регионах – Ольга вышла замуж за лейтенанта пограничной службы, который теперь получил звание генерала. Ольга Николаевна везде возит с собой старенький магнитофон «Сони», который брат купил ей в комиссионке на первый заработок в 1980-х годах. По тем временам это был роскошный подарок.
Из рабочих в капиталисты
Олег Кожемяко, окончив школу, пошел работать на Приморскую ГЭС, окончил Хабаровский монтажный техникум. Отслужил в армии, в войсках мелиорации. Уже тогда стало ясно, что юноша не так прост – как вспоминал потом сам Олег Николаевич, из армии он привез около тысячи рублей, так как там была возможность зарабатывать. Деньги по тем временам были огромные (средняя инженерская зарплата за месяц составляла около 150 рублей). Всю сумму он перевел на книжку сестре.
После демобилизации Кожемяко перебрался в областной центр, во Владивосток, работал мастером по капитальному ремонту. А когда в СССР разрешили создавать кооперативы, воспользовался представившимися возможностями.
Первым его делом стал кооператив «Галатея» - там выращивали и продавали цветы. А два года спустя Кожемяко создал ставший кооператив по производству продуктов питания.
Чтобы лучше ориентироваться в новых экономических реалиях, Олег Кожемяко вновь пошел учиться, поступив в Дальневосточный институт советской торговли. Диплом он получил в 1992 году – как раз тогда, когда после распада Советского Союза кооператив превратился в производственно-пищевое «Приморское».
Из бизнеса в политику
Дела в «Приморском» складывались вполне удачно. В 1997 году Кожемяко вошел в состав директоров открытого акционерного общества «Преображенская база тралового флота», а «Приморское» стало главным акционером. Это одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий.
Возможно, и в политику Кожемяко изначально пошел, чтобы обеспечить интересы растущего бизнеса. В конце 2001 года он стал депутатом заксобрания Приморского края. А спустя год отправился в Москву, представлять интересы региона в Совете Федерации.
Таким образом, в 2002 году с карьерой предпринимателя было покончено. Доля в бизнесе перешла к родным экс-бизнесмена, а сам Кожемяко официально ушел в политику, причем, как пишут, против воли тогдашнего главы админстрации Приморья.
29 сентября 2004 года его полномочия прекратились досрочно – по собственному желанию. Кожемяко ушел к тогдашнему спикеру Совфеда Сергею Миронову советником. А спустя три месяца уже принял участие в первой в своей жизни предвыборной гонке. Он баллотировался в губернаторы Камчатки, но не преуспел, заняв третье место с 14 процентами голосов избирателей. Больше таких осечек Кожемяко не допускал. Со временем его начали называть политическим кризис-менеджером для Дальнего Востока. Кожемяко «кидали на прорыв» в тех случаях, когда в регионах восточной части страны возникали какие-либо проблемы в местной власти.
Корякия: проба пера
Корякский автономный округ ныне стал частью Камчатки. А до 2007 года это был самостоятельный регион. Олег Кожемяко пришел туда в самом начале 2005 года вице-губернатором. В его обязанности входило обеспечение бесперебойного северного завоза – то есть снабжения территорий основными важными товарами и топливом перед наступлением зимы. Со своимим обязанностями, по оценки федеральных чиновников, он справился на отлично. А вот его начальник – нет.
Владимир Логинов стал первым главой региона в России, уволенным в марте 2005 года с формулировкой «в связи с утратой доверия». А пост перешел к Кожемяко.
Первое его губернаторство длилось не очень долго – 1 июля 2007 года Корякия стала частью Камчатки. Но было уже ясно, что отлично себя зарекомендовавший управленец без работы не останется. И действительно, Кожемяко стал помощником главы администрации президента России. Им тогда был Сергей Собянин.
Амурская область: гроза чиновников
В Москве Кожемяко оставался недолго. Уже в 2008 году он возвращается на Дальний Восток, на Амур. Там вспыхнул скандал вокруг губернатора Николая Колесова. Ремонт кабинета чиновника обошелся в гигантскую сумму – называли диапазон от ста до ста пятидесяти миллионов рублей. Подобное расточительство не оценили, и незадачливый Колесов лишился своего поста. Его сменил Кожемяко.
Тут же в администрации начались массовые увольнения: причиной называлось ненадлежащее исполнение обязанностей. В отношении некоторых чиновников начались прокурорские проверки.
В 2012 году в области прошли всеобщие выборы губернатора. За Кожемяко проголосовали более 77 процентов избирателей.
Сахалин: новые горизонты
Кожемяко благополучно управлял Амурской областью, когда у соседей, на Сахалине, случилось ЧП: губернатор Александр Хорошавин был арестован по обвинению в получении взятки и легализации денежных средств, добытых преступным путем. 25 марта 2015 года президент перебросил в островной регион Олега Кожемяку.
Его считали опытным и надежным управленцем. Он стал единственным чиновником России, который стоял во главе трех регионов.
К периоду правления Кожемяко относятся по-разному: пишут, что «варяг» привез с собой целый десант из чиновников, коммерсантов и их родственников, насчитали две тысячи человек. Однако губернатору удалось вывести регион на полное самообеспечение по картофелю и яйцам, при нем всерьез начали обсуждать идею строительства моста на Сахалин. В области построили первый малотоннажный завод по сжижению природного газа, который обеспечивает ЖКХ отдаленных населенных пунктов, включая Курилы.
Одно из главных достижений – избавление от госдолга, для российских регионов событие это не то что редкое, но можно сказать уникальное.
Некоторые журналисты прозвали Кожемяко королем без короны Дальнего Востока.
Семейная империя
Олег Кожемяко давным-давно находится в публичном поле, однако о его семье известно не так много, как могло бы быть. В биографии написано, что он женат и что у него двое детей. На мероприятиях губернатор (нужный регион подставить) появлялся с супругой. Однако в декларации она не значилась и не значится до сих пор. На запрос журналистов пресс-служба Амурской области, которую тогда возглавлял Кожемяко, отвечать отказалась. Так и осталось неизвестным, почему губернатор скрывает супругу. Не расписаны – а почему тогда женат? Разведены – а почему ходят вместе?
Поднапрягшись, журналисты выяснили, что супругу Кожемяко зовут Ирина Герасименко и что она владеет акциями предприятий, которые принадлежали ее мужу до того, как он ушел на госслужбу. Живет с детьми в Москве. И удивлялись – чего тут скрывать? Не первая успешная бизнес-вумен и по совместительству жена главы региона и не последняя.
В 2008 году в совет директоров «Преображенской базы тралового флота» вошел Никита Кожемяко. Тогда ему едва сравнялось 20 лет. Он также является совладельцем предприятий отца в сфере производства продуктов питания. Имя Никиты увековечено в названии водки.
Доля в семейном деле есть и у любимой сестры, Ольги Кравченко.
Только дочь Олега Кожемяко, Алиса, пока еще слишком молода, чтобы штурмовать вершины большого бизнеса. Ей едва исполнилось 18. Недавно Алиса попала в газеты – из ее квартиры на Новом Арбате похитили карманные деньги, которые она хранила в шкатулке в спальне. Каких-то несчастных 18 тысяч. Долларов.
Для семьи это деньги действительно небольшие. Недавно в СМИ появилось сообщение, что главный актив семьи, «Преображенскую базу тралового флота», купила компания «Остров Сахалин», связанная с дальневосточным гигантом, АО «Гидрострой». Называлась и сумма сделки – 430 миллионов долларов.
Один за всех
26 сентября 2018 года состоялась очередная рабочая встреча президента России с губернатором Сахалинской области. Начиналось все традиционно – с обсуждения социально-экономического положения островного региона. И вдруг Кожемяко перевел разговор на Приморье. Там продолжался скандал вокруг несостоявшихся выборов губернатора, итоги которых были отменены по рекомендации ЦИК из-за многочисленных фальсификаций – невозможно было даже подсчитать голоса, так как итоговые протоколы и списки избирателей находились без присмотра сутки. И неожиданно Кожемяко попросил разрешения участвовать в выборах в родном Приморском крае. В качестве кандидата.
Из протокола встречи создается впечатление, что инициатива принадлежала Кожемяко. Однако президенту идея понравилась. Единственное – он предложил не дожидаться выборов и принять регион прямо с этого момента.
«Если Вы для себя такое решение приняли окончательно, тогда я должен буду назначить Вас исполняющим обязанности руководителя Приморского края и, соответственно, решать вопрос по Сахалину», - предупредил президент. Кожемяко с этим согласился. И отправился в Приморье.
Большинство политологов приняли назначение как очень сильный ход Кремля. Сахалинца обиделись: мог бы и попрощаться вообще-то.
На выборы Кожемяко пойдет как самовыдвиженец – бренд «Единой России» несколько пострадал из-за пенсионной реформы, и связываться с ним не стоит, одобряют эксперты.
Правда, согласно Избирательному кодексу Приморского края, в выборах можно участвовать только представителям партий. Однако закон можно изменить, соответствующий законопроект уже подготовлен, и комитет по региональной политике и законности приморского заксобрания рассмотрит его 3 октября.
А «король без короны Дальнего Востока», как называют его журналисты, побил собственный рекорд. Он единственный из глав регионов России, которому довелось руководить уже четырьмя субъектами РФ.