Москва
18 декабря ‘24
Среда

Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает

Актер, режиссер, сценарист.

Родился в Потсдаме

Будущий актер родился не в России,  а в Потсдаме. Произошло это 17 ноября 1957 года. Его отец, Владимир Михайлович, служил в то время в военной части, расквартированной в Германской демократической республике. Потсдам – небольшой город с множеством прекрасных зданий, он считается одной из архитектурных жемчужин Европы.

Но вряд ли маленький Дмитрий успел ознакомиться с этими шедеврами. Жизнь военного – это постоянные переезды, и семья Брусникиных исключением не стала. В школу Дмитрия отдали в пять лет, потому что некому было с ним сидеть. Это было уже в России, в селе Малинники близ Загорска.

Дмитрий сменил около десятка школ, что было неудобно во всех отношениях – и психологически, и практически. Аттестат зрелости он получил в подмосковном городе Клин.

Тем не менее учился Дмитрий достаточно хорошо, чтобы в 1974 году поступить в Московский институт электронной техники, располагавшийся в Зеленограде – там учился его старший брат, что и стало главной причиной выбора вуза.

Ты что, дурак?..

В те годы физикой и математикой увлекались все. А еще все ходили в театр. Дмитрий Брусникин исключением не был. Родители не имели отношения к искусству, хотя мать, Александра Дмитриевна, была человеком ярким, душой компании и прекрасной рассказчицей.

А вот сыновья увлеклись сценой. Точнее говоря, брат занимался в театральной студии, Дмитрий был просто интересующимся знакомым. Однажды за компанию с приятелем прошел прослушивание в Москве, хотя никаких мыслей о театральной карьере у него не было, Дмитрий был доволен ролью зрителя. И ему посоветовали поступать в соответствующий вуз. Брусникин не обратил внимания, однако весной уже с другим приятелем поехал в Москву снова. По театральным вузам они ходили на спор. Брусникин посетил «Щепку», Щуку и МХАТ, после чего остановился. Потому что позвали его во все три учебных заведения разом.

В том году впервые курс набирал Олег Ефремов, Дон Кихот театра, как называл его Брусникин. И это обстоятельство оказалось решающим. Один из прослушивающих педагогов сказал абитуриенту: «Ты что, дурак, что ли? Это самый главный режиссер Советского союза, а, может быть, и мира. Что тут выбирать?»

Ты же не смешной!

К тому времени в выбранной профессии Дмитрий разочаровался, даже взял в институте академический отпуск. Но говорить об этом родителям не спешил. Однако о смене места учебы сказать пришлось, и поначалу его не поняли.

«Какой артист? Какое театральное училище? Ну, ты же не смешной!», - возмущался отец. Как потом пояснил сын, почему-то считалось, что студент театрального вуза должен чем-то отличаться от остальных и быть смешным.

После звонка педагогов родители смирились, хотя Дмитрий так и не узнал, что именно им сказали.

Вчерашний студент-физик погрузился в театральную среду. Карьера его складывалась куда проще, чем у многих коллег. Уже на втором курсе студент вышел на сцену Московского художественного академического театра, а по окончании учебы в школе-студии в 1982 году его взяли в легендарный Московский художественный академический театр имени Горького, один из самых известных в стране.

Заманивали ролями

Карьера молодого актера складывалась более чем удачно. Он часто выходил на сцену (и какую сцену!), в 1984 году дебютировал в кино… однако, как вспоминал потом, вдруг показалось, что необходимо уйти. И Ефремов отпустил.

В 1986 году группа актеров МХАТа перешла в студию «Человек»,  чтобы делать новый театр. Там Брусникин дебютировал в роли режиссера, поставив спектакль «В ожидании Годо». Но долго в студии он не задержался. Ефремов буквально заманил актера обратно, предложив роли, от которых отказаться было невозможно. Брусникин унаследовал роль Иванова в одноименном спектакле – после Смоктуновского! Астрова в «Дяде Ване» – после Олега Борисова! К тому же Ефремов был готов предоставить площадку Брусникину-режиссеру.

Помимо всего прочего, Чехова Дмитрий обожал. И согласился. Играл он и в других театрах, ставил спектакли по Солженицыну и Достоевскому, а на основной сцене МХАТ, который в 1987 году разделился на два театра – под руководством Ефремова и под руководством Татьяны Дорониной, Брусникин поставил спектакли «Платонов», сыграв в нем главную роль, а также «Плач в пригоршню», «Женитьба Бальзаминова» и «Гроза».

Сериалы – это жизнь

Параллельно Дмитрий Брусникин снимался в кино, хотя и не слишком интенсивно. В сериале ему впервые предложили роль в «Петербургских тайнах» - актера рекомендовал Иннокентий Смоктуновский, который решил, что Брусникину будет полезно поработать с режиссерами, Леонидом Пчелкиным и Вадимом Зобиным.

Сам актер был недоволен и не понимал, зачем вообще это делает, а позже говорил, что на некоторых кадрах у него можно заметить недовольное выражение лица, с ролью не связанное. Зато компания оказалась прекрасная, хорошие отношения сложились и с режиссерами, которые иногда даже давали ему «порулить» эпизодами, и с товарищами по съемочной площадке.

Постепенно Брусникин втянулся, и вдруг оказалось, что процесс ему интересен. Он сыграл еще множество ролей в отечественных сериалах и, пожалуй, не меньше срежиссировал, в том числе «Чехов и Ко», «Самая красивая», «Сыщики», «МУР есть МУР», «Ищейка» и «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований» - аналог американского почти одноименного сериала. «Я вам скажу, что это жизнь», - говорил он журналистам.

После смерти учителя, Олега Ефремова, Брусникин на некоторое время полностью сосредоточился на сериалах. Он называл себя актерским режиссером. Это оказалось конкурентным преимуществом – продюсеры знали, что съемки с режиссером Брусникиным обходятся дешевле, потому что актеры согласны играть у него за меньшие, чем обычно, деньги.

Иногда ему помогала жена, Марина, актриса и режиссер с громким именем. Они учились на одном курсе и поженились еще студентами. Сын Филипп, родившийся в 1983 году, избрал карьеру исполнительного продюсера, отвечающего за разрешение финансовых и творческих вопросов (должность, аналогичная директору картины).

Брусникинцы

Преподавать актерское мастерство в школе-студии МХАТ Брусникин начал в 1993 году. Несколько раз набирал свой курс.

Один выпуск, 2015-го года, так и назвали – мастерская Дмитрия Брусникина, актеры сначала группой поступили в Московский театр «Человек», затем в театр «Практика», а сейчас выступают на многих площадках независимой труппой, на их счету уже более 20 «своих» спектаклей. Называют они себя брусникинцами и работают практически со всеми ведущими театральными режиссерами России. И конечно, со своим бывшим преподавателем.

Не знаем, как об этом говорить

Последним основным местом работы для самого Брусникина стал Экспериментальный театральный центр новой драмы «Практика». Он стал художественным руководителем театра.

9 августа 2018 года на странице театра в Fаcebook появилось сообщение о смерти художественного руководителя. «Мы не знаем, как об этом писать, как об этом говорить», - написано в нем.

Смерть шестидесятилетнего Дмитрия Брусникина стала неожиданностью для всех. Как выяснилось, у него были проблемы с сердцем, но они казались не очень серьезными – врачи Боткинской больницы, где он проходил лечение, говорили о положительной динамике, а сам актер и режиссер даже не стал брать отпуск.

Состояние Дмитрия резко ухудшилось 9 августа. Спасти его медики не смогли.

Полная версия