Башар Асад: наследный президент
Президент Сирии с 2000 года.
Счастливчик
Башара Аль-Асада вполне можно назвать счастливчиком. Он родился в состоятельной семье, никогда в жизни не знал материальных проблем, весьма популярен в своей стране и, несмотря на ненависть врагов, до сих пор жив. Счастлив ли – вопрос другой, на который может ответить только он сам. А о личном наследный президент Сирии говорить не любит.
Башар родился, когда генерал Хафез Асад, один из лидеров социалистической партии БААС, еще не правил Сирией, но уже командовал ВВС и ПВО страны.
На Анисе Махлуф Хафез Асад женился в 1957 году. Пишут, что для клана Махлуфов этот брак оказался редкостной удачей: итак не бедная семья озолотилась, а один из племянников Анисы, Рами, стал самым богатым человеком Сирии.
У четы Асадов родилось пятеро детей. Башар был третьим. Он появился на свет в Дамаске 11 сентября 1965 года.
А в 1970-м его отец в результате очередного военного переворота стал полновластным хозяином страны, которой и правил железной рукой до самой смерти.
Принц без королевства
О детстве Башара известно мало. Львиная доля внимания явно доставалась старшему сыну Асадов, Базилю, который должен был сменить отца на посту президента (то, что это куда больше походило на монархию, чем на социализм, сирийского диктатора совершенно не смущало).
Тем не менее, Башар получил прекрасное образование в элитном арабо-французском лицее «Хуррия», по окончании которого в 1982 году даже получил степень бакалавра. Заниматься он, в отличие от брата, мог чем хотел, чем и воспользовался, решив изучать медицину. Дамасский университет он окончил в 1988 году, получив специальность «врач-офтальмолог».
Совсем порывать с армией он тем не менее не стал и поступил на работу в военный госпиталь Тишрин в одном из пригородов сирийской столицы. В начале 1990-х он даже прошел стажировку в Лондоне, где жил инкогнито, и, похоже, не без удовольствия (скромность в быту сирийского лидера отмечают все, кто с ним встречался, кроме совсем уж предвзятых наблюдателей).
Нечаянный наследник
Имени Башара, наверное, так никто бы и не узнал, если бы в 1994 году его жизнь не перевернулась. Старший брат, Базиль, надежды отца вполне оправдывал – красавец-военный был весьма популярен в стране, боролся с коррупцией. Но в 1994 году он погиб в автокатастрофе, перечеркнув все планы отца на будущее, которые пришлось срочно пересмотреть.
Следующему в списке, Башару, человеку сугубо и подчеркнуто штатскому, пришлось срочно поменять приоритеты. Он вновь поступил в вуз, на этот раз в военную академию, командовал танковым батальоном, затем – республиканскую гвардию. Дослужился до звания полковника. «Басиль — образец, Башар — будущее», - говорили о нем официально, подчеркивая преемственность и от отца, и от старшего брата – хотя неофициально все признавали, что до Золотого витязя, как цветисто звали Базиля, Башару, увы, далеко.
Восток или запад?
Хафез Аль-Асад умер в 2000 году. Его волю никто нарушать не собирался. Врио президента, Абдель Хаддам, присвоил Асаду-младшему чин генерал-лейтенанта и назначил верховным главнокомандующим, спешно созванный парламента под Башара изменил конституцию .По ней президентом мог стать человек, достигший 40 лет, а Башару, как назло, едва исполнилось 34. Именно этот возраст в новом варианте основного закона и указали, не пытаясь даже формально замаскировать причину перемен.
Башар производил двойственное впечатление. С одной стороны, он унаследовал от отца не только страну, но и лидерство в социалистической партии БААС и авторитарный стиль правления, отличался традиционно воинственной риторикой в отношении западных стран и Израиля. С другой – в совершенстве знал английский, носил джинсы и костюмы, увлекался компьютерами и вообще производил впечатление современного человека скорее с либеральными взглядами.
При Башаре в Сирии начали развивать частный сектор экономики, появился интернет и мобильная связь. Страна менялась, и в лучшую сторону. Однако либеральные реформы, которые начались в начале 2000-х, были быстро свернуты, а их инициаторы оказались в тюрьме.
Некоторые полагали, что Башар, как истинный сын своего отца, быстро устал от демократии. Другие считали, что молодому президенту-либералу не дали как следует развернуться люди его отца из армии и спецслужб, у которых в руках была реальная власть. Третьи утверждали, что скромняга-офтальмолог – это просто симпатичный фасад для бесчеловечного режима, а правили и правят за него другие.
В оси зла
Башара Асада числили в диктаторах, а Сирию включили в новую «ось зла», страны которой, как полагают США, в частности правительство Джорджа Буша младшего, поддерживают терроризм или разрабатывают оружие массового поражения. Наряду с Сирийской арабской республикой там оказались Ирак, Иран и КНДР.
Сирия выступала против американского вторжения в Ирак и активно поддерживала палестинцев, в том числе военизированные организации «Хезбалла» и «Хамас». При этом в 2006 году Башар отдал приказ о выводе военного контингента Сирии из Ливана, на территорию которого сирийские войска вошли еще в 1976 году по приказанию Хафеза Асада.
Высших должностных лиц Сирии подозревают в организации теракта, в результате которого в 2005 году погиб один из самых популярных политиков, бывший глава ливанского правительства Рафик Харири, который требовал вывода сирийских войск, однако доказательств этому нет.
Был и момент потепления отношений с западными странами – благо, супружеская чета Асадов производила вполне приятное впечатление (в отличии от политики сирийского президента).
В 2007 году в Сирии провели референдум, в ходе которого подавляющее большинство участников, 97,62 процента, ответили положительно на вопрос, доверяют ли они управление страной Башару Асаду до 2014 года.
Асад должен уйти
Казалось, Асад так и останется бессменным президентом маленькой арабской страны, не демонстрируя ни выдающихся достижений, ни впечатляющих провалов. Все изменилось в 2011 году, когда до Сирии докатилась мощная волна арабской весны.
Вспыхнули массовые беспорядки, которые были подавлены силой. Одновременно Асад сделал ряд уступок и в политической, и в экономической сфере. Однако, как говорили потом эксперты, было уже поздно. «Асад должен уйти», - требовали протестующие, и их поддерживали в мировом сообществе, причем как на западе, так и соседи-арабы, а такое единство бывает нечасто.
Асад утверждал, что народ его поддерживает, что беспорядки инспирированы из-за рубежа и давлению он не поддастся. Истина наверняка лежала где-то посередине, однако обернулось все войной, которая длится уже семь лет.
Правительство Асада и его лично обвиняют в неоднократном нарушении прав человека и совершении множества военных преступлений. Наиболее известными из них стали предполагаемые химические атаки. В 2013 году после одного такого инцидента дело чуть не закончилось международным вторжением в Сирию, однако в итоге все ограничилось тем, что страна наконец-то подписала Конвенцию о запрещении химического оружия 1993 года и избавилась от имеющегося арсенала. Ключевую роль в этом сыграла Россия.
А в 2015 году Асад обратился к президенту России Владимиру Путину с официальной просьбой о военной помощи и получил ее.
Башар и Асма
В Латакию, откуда сирийский лидер тайно вылетел в Россию на встречу с Путиным, его сопровождала супруга. Башар и Асма, урожденная Ахрас, женаты уже 18 лет, у них подрастают трое детей - Хафез, Зейн и Карим.
До недавнего времени они практически не появлялись на публике, но сейчас иногда сопровождают родителей в ходе публичных мероприятий и визитов . В прошлом году все трое отдыхали в Крыму, в «Артеке» - под своей фамилией, но не афишируя, кто их отец.
Сама первая леди – персона публичная, активно занимается благотворительностью и заявляет, что во всем поддерживает мужа. Как-то Асма в шутку заявила, что в семье Асадов диктотор – она.
Недавно у жены сирийского президента диагностировали раннюю стадию онкологического заболевания, об этом официально объявила пресс-служба. Асма лечится в Дамаске, ей предстоят сеансы химиотерапии.
Семь лет на волоске от гибели
Первоначально казалось, что в Сирии речь идет о борьбе демократически настроенной оппозиции, поддерживаемой Западом, с косным авторитарным режимом.
Однако вскоре стало ясно, что большую часть оппозиционных сил представляют исламистские группировки. Самая мощная из них, Исламское государство, распространила свое влияние на достаточно обширные территории не только в Сирии, но и в Ираке, и чтобы разгромить ее, понадобились значительные усилия национальных армий и поддержка России и Ирана с одной стороны и международной коалиции во главе с США с другой.
За эти годы бывали времена, когда казалось, что Дамаск вот-вот падет. Число беженцев множилось, анклавы оппозиции были по всей стране, столицу обстреливали, противники ждали известия о смерти Асада (годилась любая, хотя многие прочили сирийцу судьбу коллеги из Ливии, Каддафи). Но в итоге Асад остается президентом до сих пор.