Москва
18 января ‘25
Суббота

Асма аль-Асад: дочь своего народа?

Первая леди Сирийской арабской республики.

Дамасскую розу растили в Лондоне

Первую леди Сирии журналисты часто называют «Дамасской розой». Однако выросла она отнюдь не на Ближнем востоке.

Асма  Аль-Ахрас ходила в школу, а затем в университет отнюдь не по улицам Дамаска, одного из древнейших городов мира. Она появилась на свет в столице Великобритании, Лондоне, в семье врача и бывшего дипломата, урожденных сирийцев. У Асмы двойное гражданство – и британское, и сирийское. В 2017 году один из депутатов британского парламента, выходец из Ирака, потребовал лишить ее этой «чести», но дело, кажется, так ничем и не кончилось.

В самой Сирии на двойное гражданство первой леди не обращают никакого внимания, а сама Асма, хотя и подчеркивает, что дочь своего народа, совсем не стремится соответствовать традиционному образу идеальной мусульманки. Ее легко перепутать с уроженкой Европы. Даже другая суперсовременная «звезда Востока», уроженка Палестины и королева Иордании Рания, более соответствует образу арабской женщины, какими их видят в мире, даже чисто внешне.

Мисс Эмма

Кардиолог Фаваз Аль-Ахрас и его супруга, Сахар Отри, эмигрировали из Сирии, из города Хомс. Они сохранили связи с родиной, но насколько интенсивные, неизвестно, как неизвестна и причина отъезда Фаваза, а также то, где они поженились – в Сирии или уже на Альбионе. Фаваз построил успешную карьеру, работал в частной больнице «Bupa Cromwell Hospital», Сахар Отри была первым секретарем посольства Сирии в Лондоне.  В семье трое детей – после дочери родились двое сыновей.

Родители Асмы живут в Великобритании до сих пор. Даже после того, как муж их дочери, президент Сирии Башар Асад, стал на западе персоной нон-грата, а затем и вовсе одним из главных врагов, они предпочли остаться в Англии.

Их дочь появилась на свет 11 августа 1975 года. Такое имя носили сразу две сподвижницы пророка Мухаммеда, однако юная леди предпочитала куда менее экзотическое имя, Эмма. Ничего экзотического, по крайней мере внешне, не было и в ее биографии. Эмма ходила в хорошую школу для девочек, а затем поступила в Королевский колледж Лондонского университета, который с успехом и окончила в 1996 году. Ее можно было легко принять за англичанку из хорошей семьи – девушка знала несколько языков и ездила верхом. Ее интересы были разносторонними – она получила степень бакалавра по компьютерным технологиям и французской литературе, а карьеру решила делать в банковской сфере.

Как не стать банкиром

Первым местом работы для мисс Ахрас стал «Дойче Банк». Асма-Эмма стала финансовым аналитиком и работала с клиентами из Европы и Дальнего Востока. Через два года она перешла в американский финансовый холдинг J. P. Morgan, в отдел инвестирования, и переехали из доброй старой Англии в Америку, в Нью-Йорк. Мисс Ахрас занималась слияниями и поглощениями биотехнологических и фармацевтических фирм. Начало было многообещающим - ей удалось провести четыре крупных сделки. Она готовилась получить степень MBA в Гарварде…

Однако в 2000-м году мисс Ахрас уволилась, и ее коллеги понятия не имели, что с ней стало. Ясно лишь было, что ее не переманили конкуренты. Она просто исчезла из поля зрения бывших коллег.

Много позже выяснилось, что девушка  все же получила предложение, от которого не стала отказываться. Амбициозный экономист превратился в первую леди одной из самых закрытых дальневосточных стран.

Тайная свадьба

С будущим мужем Асма могла бы познакомиться еще в Великобритании, в начале 1990-х он проходил стажировку одной из лондонских больниц и готовился начать карьеру врача-офтальмолога. Некоторые журналисты считают, что молодые люди тогда и встретились впервые, однако сама Асма рассказала одному из корреспондентов, что познакомилась с будущим мужем позже, когда гостила на каникулах в Дамаске у своей тети. После этого она старалась не упускать возможности съездить в страну предков.

Ее избранник навещать любимую в Америке не мог, и не потому, что социалистическая Сирия была одной из самых закрытых арабских стран. Сирийской арабской республикой правил признанный диктатор, Хафез Аль-Асад. А влюбилась Асма в его сына, Башара.

«Наследным принцем» Сирии считался его старший брат, Базиль. Однако в 1994 году он погиб в автокатастрофе (до сих пор неизвестно, был ли это несчастный случай или же убийство). Башара, наслаждавшегося жизнью в Лондоне, отозвали в Сирию и спешно начали готовить в президенты. После смерти отца в 2000 году в стране провели референдум о будущем главе государства, который закончился предсказуемо: Башар стал президентом.

Наследный президент и его королева

Асма Аль-Ахрас приехала в Сирию в ноябре 2000 года, уже после смерти Хафеза Асада. Через месяц состоялась свадьба. Будь она в наши дни, жених и невеста наверняка заранее рассказали бы о событии в блогах, а после разместили хотя бы пару фотографий и видео церемонии.

Что бы кто не говорил потом, для успешного банкира это был весьма смелый шаг. Возможно, главную роль сыграла любовь, а возможно, Асму еще и прельщала надежда изменить жизнь целой страны.

Брак был удачен со всех сторон, в том числе и религиозной: Асма принадлежала к самой большой ветви ислама, сунни, Башар был алавитом. Вместе они олицетворяли мир между различными течениями и религии в Сирии (радикальный ислам набрал популярность, и Башни-близнецы в Нью-Йорке рухнули менее чем через год).

В 2000-м соцсетей еще не было, и объявлять о свадьбе не стали. Все случилось тайно. И даже когда Асма совершала длительную поездку по стране, знакомясь с новой-старой родиной, она ездила инкогнито.

Жить в тени мужа и воспитывать детей она не собиралась. У первой леди появился собственный офис, по соседству с кабинетом мужа, она основала несколько организаций и начала активно заниматься благотворительностью. Все это было вполне традиционно, правда для западной модели общества. Активная деятельность не мешала ей родить Башару трех детей, у них два сына, Хафез и Карим, и дочка Зейн.

Сама Асма считала, что запад и восток должны брать друг у друга лучшее. Достоинства западных стран общеизвестны, но в восточных, к примеру, дети никогда не растут без отцов, нет брошенных сирот. Так что «нужно ценить наше разнообразие, наши отличия. Надо признать, что различия не означают неправильность. Надо учиться понимать друг друга. Нам всем следует говорить друг с другом как людям», - говорила она в одном из интервью.

На войне как на войне

Асму Аль-Асад журналисты скорее любили. Писать о ней было приятно – весьма привлекательная молодая женщина, совершенно не изменившаяся с годами, вполне современная, супруга и мать, но при этом не сидящая дома. Разве что с экзотикой проблемы – ее по-прежнему не отличить от западных  сверстниц. Она неизменно входила в список самых элегантных и красивых первых леди мира.

Так было, пока не началась Арабская весна, которая для Сирии закончилась гражданской войной, длящейся по сей день. Сначала на западе недоумевали – почему молчит «дамасская роза»? Почему не повлияет на диктатора-мужа? А если не выходит, почему не возьмет детей и не уедет в Лондон, где ее встретят с распростертыми объятиями?

«Заговорила» Асма через год – и не оправдала ожиданий. В СМИ распространили заявление жены сирийского президента, в котором она говорила, что полностью поддерживает супруга и никогда не покинет ни его, ни Сирию.

Писали, что она живет в роскоши и тратит несметные суммы на поддержание собственного комфорта, кормит детей только западными продуктами. В 2012 году распространилось известие, что был взломан почтовый ящик сирийского президента, откуда журналисты и почерпнули эти сведение (действительно ли обнародованные письма принадлежали Асадам, неизвестно до сих пор). ЕС ввел против Асмы персональные санкции.

То и дело возникали слухи, что президентская семья сбежала из страны, однако их опровергали раз за разом. По-прежнему улыбчивая первая леди выступала на мероприятиях, занималась своими проектами.

Как возмущались некоторые блогеры, в ее мире войны будто не существовало, хотя в соцсетях регулярно появлялись фотографии, на которых первую леди запечатлели во время визитов к раненым в госпиталь и домой, а также в семьи погибших, которых становилось все больше.

До недавнего времени нельзя было увидеть фотографий подросших детей Башара и Асмы. Однако потом запрет был снят, и теперь семнадцатилетний Хафез, пятнадцатилетняя Зейн и четырнадцатилетний Карим иногда участвуют в мероприятиях вместе с родителями.  

«Я часть народа, научившего мир стойкости»

За годы войны Асма Аль-Асад пережила многое, и уколы прессы были отнюдь не самым страшным. Позже она вспоминала, как во время обстрела Дамаска собралась вести в школу  сына, и он спросил: «Мама, ты меня совсем не любишь?». «Люблю и не хочу, чтобы ты вырос трусом», - ответила мать.

Испытания семья пережила благополучно. Однако 8 августа 2018 года пресс-служба президента Сирии распространила сообщение о том, что у первой леди обнаружена злокачественная опухоль. Диагноз – рак молочной железы. Болезнь удалось поймать в самом начале.

Вопреки тому, что принято в арабском мире, где тема рака не акцентируется, Асады не стали ничего скрывать и даже опубликовали фотографию, сделанную в дамасской больнице. Сидящие на соседних стульях супруги увлечены разговором и беспечно улыбаются друг другу, пока Асма проходит сеанс химеотерапии. А потом Асма обнародовала свое обращение к согражданам.

«Я часть народа, научившего мир стойкости, силе и противостоянию трудностям. Моя решимость проистекает из вашей решимости и стойкости всех прошедших лет», - сказала она.

Полная версия