Продюсер, политический активист, один из основателей арт-группы «Война», создатель проекта «Медиазона».
Русский иностранец
Петр Верзилов родился в Москве, 25 октября 1987 года. Он из хорошей семьи – сын физика-ядерщика, внук архитектора. Еще в детстве он начал бывать за границей – три года жил в Торонто, затем год – в Токио. Сам он объясняет, что в Канаде у Верзиловых оказались родственники, к ним и отправили отпрыска, который как раз начал проявлять хулиганские наклонности.
Помогли ли в итоге эти поездки – дискуссионный вопрос. Отношение к деятельности Петра Верзилова более чем неоднозначное.
Философия уличного искусства
В 2006 году 19-летний Петр Верзилов стал студентом философского факультета МГУ. Однако выбранная профессия его совершенно не интересовала – Верзилов был приверженцем современного искусства. Своими учителями он называет московских концептуалистов, прежде всего Дмитрия Пригова и Илью Кабакова, а соратниками Верзилова стали выпускник того же факультета Олег Воротников, его жена Наталья Сокол, а также никому тогда не известная Надежда Толоконникова.
Именно эта четверка стала основателями арт-группы «Война», объединившей не менее нескольких десятков леворадикальных художников, которые ориентируются на уличное искусство. Ценители жанра считают, что рождение анархистского проекта стало ключевым событием в развитии русского протестного искусства.
В узком кругу арт-группа заявила о себе 1 мая 2007 года. Активисты присоединились к инициативе арт-группы «Бомбилы», чтобы провести несколько акций на 1 мая. Уличное искусство они считали альтернативой галерейному, а еще – формой политического самовыражения, причем куда более эффективной, чем традиционные, к примеру митинги, шествия или пикеты.
Первой мишенью стал «Макдональдс» на Серпуховской площади в Москве. «Свободная касса», - кричали активисты и кидали через прилавок живых бездомных кошек. Креатив работники ресторана, конечно, не оценили – участников акции задержала милиция.
Война за эпатаж
Акции следовали одна за другой. Одну из них собирались провести с Дмитрием Приговым, но затея не удалась – площадкой выбрали МГУ, но декан философского факультета запретил перфоманс. В итоге Дмитрия Пригова госпитализировали с инфарктом, и он умер. Поминки активисты «Войны» справили в московском метро.
Акции шли за акциями. Самая известная произошла в биологическом музее – несколько пар занялись любовью в Биологическом музее, среди них были Петр Верзилов и Надежда Толоконникова. Верзилов занимался организацией и заботился о том, чтобы на акцию вовремя приезжали журналисты. «Мы решили доводить тезисы прокремлевских движений до абсурда, соглашаясь с ними настолько, чтобы стала видна вся глупость и пошлость», - рассказывал Верзилов.
Некоторые называли его провокатором и говорили, что пиар группы (и его самого) ему важнее судьбы участников, у которых из-за деятельности арт-группы случались неприятности с законом. Но и самого Верзилова не раз задерживали в ходе перфомансов.
Маргиналы в политике
В 2009 году «Война» распалась. Воротников и Сокол уехали в Санкт-Петербург, Верзилов и Толоконникова остались в столице. Московская «фракция» делала упор на политику, а не на художественное новаторство.
Рассказывают, что Верзилов и Толоконникова выглядели настоящими маргиналами, но это не мешало Петру организовывать успешные акции. Одна из них была посвящена защите Химкинского леса. Верзилов привлек к кампании знаменитостей, в том числе Юрия Шевчука и Артемия Троицкого, и вообще выступал скорее в роли менеджера, чем художника. Ему удалось организовать первые дебаты Навального, Парфенова и Кашина, приобретшие скандальную известность политические форумы «Последняя осень» и «Антиселигер».
К протестной деятельности в 2011 году Верзилов привлек множество знаменитостей, но сам держался в тени.
После митинга 5 декабря 2011 года он оказался в числе задержанных и первый раз в жизни провел 12 суток под арестом, а Надежду Толоконникову на митинге 10 декабря представили как жену Верзилова. Девушка испытала шок.
Активиста попытались отправить в армию прямо из общежития МГУ, однако в итоге эта история так и окончилась ничем, и Верзилов остался на «гражданке».
Менеджер «кошечек»
Петр Верзилов никогда официально не входил в группу «Pussy Riot», однако многие считают его менеджером проекта и полагают, что многое без него сложилось бы иначе. Называли Петра и продюсером, но тут протестовала жена – Надежда Толоконникова, после акции в Храме Христа Спасителя ставшая куда более известной, чем муж. Сам он себя продюсером также не называл.
После ареста трех активисток «Pussy Riot», в том числе жены Верзилова Надежды Толоконниковой, он опасался ареста, но этого не случилось. Тогда художник-менеджер организовал кампанию в поддержку политических заключенных, которую называют крупнейшей в современной России. Процесс он назвал «судебным фестивалем» и привлек к ней множество звезд, причем не только российских, но и западных, в том числе Faith No More, солиста Red Hot Chilly Peppers Энтони Кидиса и легендарных Пола Маккартни и Мадонну. Однако ничего не помогло – девушек приговорили к реальному сроку.
Верзилов вместе с матерью жены воспитывал дочь Геру, часто ездил в колонию и не прекращал кампании в поддержку «Pussy Riot». После освобождения Толоконниковой и Алехиной он устроил «Pussy Riot» настоящее звездное рок-турне. Им удалось за год собрать различными путями около 700 тысяч долларов и даже поужинать с Мадонной.
«Медиазона» как смысл
Правозащитный портал «Медиазона» стал пожалуй самым известным и совершенно не эпатажным проектом Верзилова. «Мы так долго и много общались с медиа, что логично было наконец самим стать медиа», - поясняет Верзилов.
«Медиазона» ориентирована на описание деятельности правоохранительных органов, судов и функцирования пенитенциарной системы России, также журналисты описывают случаи преследования россиян за их политические взгляды. Портал считается одним из наиболее значимых и востребованных либеральных СМИ и существует на средства Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, гранты от иностранных фондов и организаций и пожертвования частных лиц.
В игру вступил милиционер
15 июля 2018 года Петр Верзилов принял участие в очередной акции «Pussy Riot» «Милиционер вступает в игру». Акцию посвятили 11-й годовщине со дня смерти поэта Дмитрия Пригова, автора цикла «Апофеоз милицанера» (написание автора), и обратились к властям с требованиями освободить всех политических заключенных, не сажать за лайки, прекратить аресты на митингах, допустить политическую конкуренцию в стране, не фабриковать уголовные дела и не держать людей просто так в СИЗО.
Вместе с Ольгой Курачевой, Ольгой Пахтусовой и Никой Никульшиной Верзилов в полицейской форме выбежал на футбольное поле во время финального матча ЧМ-2018. Всех четверых быстро задержали и препроводили в ОВД «Лужники», где составили протоколы по статьям 20.31 и 17.12 Кодекса об административных нарушениях – нарушение зрителями правил поведения при проведении официальных спортивных соревнований и незаконное ношение формы.
Активистам могут запретить посещать спортивные мероприятия в течение определенного времени, а также оштрафовать на сумму до десяти тысяч рублей. Также в полиции начали проверку на наличие признаков уголовного преступления.
Отравление
12 сентября 2018 года Петр Верзилов оказался в токсикореанимационном отделении одной из больниц Москвы. Как рассказала его подруга, участница группы «Pussy Riot» Вероника Никульшина, в этот день проходило заседание суда по ее делу (Никульшина была одной из участниц акции «Милиционер вступает в игру»), и после его окончания Верзилов пожаловался на плохое самочувствие. Около шести вечера он ушел спать, а спустя два часа, проснувшись, сказал, что теряет зрение. За два часа его состояние ухудшилось стремительно – издатель «Медиазоны» с трудом говорил и передвигался, начались судороги и бред.
Медикам он сказал, что ничего не ел и не принимал никаких препаратов. Подтвердился ли диагноз «отравление», пока неизвестно, близких к нему не пустили.
Состояние Верзилова оценивается как тяжелое, но наблюдается положительная динамика.