Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Олег Навальный. Биография

Младший брат оппозиционера Алексея Навального.

Сын военного

Олег родился 9 апреля 1984 года в семье Анатолия и Людмилы Навальных. Анатолий Иванович был офицером-связистом, окончил Киевское военное училище. Его жена, Людмила Ивановна, успешно окончила Московский институт управления имени Орджоникидзе (сейчас это Государственный институт управления). Семья часто переезжала – особенности профессии.

Второй ребенок Навальных появился на свет в Подмосковье, в небольшом городе Бутынь, расположенном в Одинцовском районе. Брат Алексей старше Олега на восемь лет. Несмотря на большую разницу в возрасте и интересах, братья Навальные очень дружны, что сыграло свою роль в судьбе Олега.

Сейчас старшие Навальные находятся на заслуженном отдыхе. Семье принадлежит Кобяковская фабрика по лозоплетению, которая занимается выпуском изделий из ивовой лозы.  Расположена фабрика все в том же Одинцовском районе. Анатолий Иванович стал гендиректором, а Людмила Ивановна – исполнительным директором фирмы. Олегу принадлежит четверть акций компании.

Работа в «Почте России»

Второе образование старший брат Олега получил в Финансовой академии при правительстве России. Младший Навальный пошел по его стопам и после школы поступил в престижное учебное заведение. Диплом о высшем образовании Олег Навальный получил в 2005 году и принялся искать работу. Первый же вариант оказался подходящим – молодой специалист, пройдя несколько собеседований, поступил на работу в «Почту России».

Открытия подстерегали Олега сразу же – как он вспоминал потом, структуру этой огромной и далеко не всегда эффективной организации он представлял на уровне почтовых отделений. Но уже собеседование в Главном центре магистральной перевозки на Казанском вокзале показало, что все гораздо сложнее. В 12-этажном здании самого большого сортировочного центра Европы работают несколько тысяч человек.

Именно там предстояло работать и вчерашнему выпускнику. Он получил должность специалиств по таможенному оформлению.

Логистика как смысл жизни

Олегу Навальному повезло – ему действительно нравилось то, чем он занимался. Спустя три года он возглавил департамент внутренних почтовых отправлений филиала «Почты России» и оказался среди тех, кто налаживал работу первого в стране регионального автоматизированного сортировочного центра, расположенного в Подольском районе.

А в ноябре Навальный, как потом выяснилось, достиг потолка в карьере на государственном предприятии, заняв должность  первого заместителя гендиректора EMS Russian Post. Он занимался организацией автоматизации процесса сортировки писем и посылок. В аэропорту Шереметьево создали место международного почтового обмена.

Олег был абсолютно доволен своей работой, считал почту нервной системой страны.

«Не могу сказать, что я стал почтовым богом, но все же», - не без гордости говорил он журналистам позже.

Увольнение под следствием

Олег, по его словам, никогда не упускал возможности наряду с работой в «Почте России» заниматься бизнес-проектами, сочетая эти виды деятельности. Однако его брат Алексей уже несколько лет активно занимался политикой, и в конечном счете это оказало свое влияние на карьеру Олега в госкомпании.

«Почту России» он покинул 30 мая 2013 года, вскоре после увольнения гендиректора Александра Киселева. Поводом для отставки Киселева стал инцидент с посылками, когда в Шереметьево застряло 160 тонн не рассортированных посылок.

Как вспоминал Олег,  напрямую выставить брата приобретавшего все большую известность оппозиционера в «Почте России» не решались – брат самого Навального, что не так, на всю страну ославят, напишут что-нибудь в блоге. Но объяснять всем и каждому, что он не виноват, Олегу стало «не очень интересно», и он уволился – не без сожаления, предварительно отгуляв отпуск, длившийся 70 дней – столько накопилось.

К тому времени уже вовсю расследовалось уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ – мошенничество в особо крупном размере, которое было возбуждено против братьев Навальных в декабре 2012 года. Широкой публике оно стало известно под названием «дело «Ив Роше».

«Ив Роше» и МПК

История с «Ив Роше» началась в 2008 году, когда братья основали фирму «Главное подписное агентство». Основателем фирмы стал кипрский оффшор – как пояснял потом Олег, так удобнее.  Компания занималась организацией подписки на периодические издания, но дело не пошло.

Однако юридическое лицо пригодилось, когда одна из сотрудниц компании «Ив Роше» обратилась к Олегу Навальному с просьбой найти перевозчика, который бы доставлял товар со склада в Ярославле в Москву, а оттуда в другие города. Тот предложил услуги собственной фирмы, рынок перевозок он хорошо знал. «Главподписка» выступала как посредник, получая свой процент за поиск подрядчика и обеспечение качества его услуг – каким именно образом будет доставляться продукция, сотрудников французской фирмы совершенно не интересовало, лишь бы все было вовремя. Примерно такой же договор был заключен еще с одной фирмой, «Межрегиональной процессинговой компанией»(МПК).

Олег вложил часть прибыли в ремонт одного из помещений семейной фабрики, намереваясь использовать его в качестве места для сортировки бланков счетов-претензий – еще один совместный бизнес с МПК.

До 2012 года у обеих фирм не было к «Главподписке» никаких претензий. Однако затем в «Ив Роше восток» в рамках расследования были проведены допросы и обыски, и генеральный директор компании Бруно Лепру написал заявление в СК.

Мошенник или бизнесмен?

По версии следствия, братья Навальные «навязали» компаниям свои услуги, которые были тем вовсе не нужны, и вынудили владельцев «Ив Роше» и МПК раскошелиться на крупные суммы, а затем похитили их. Причем перевозки осуществлялись по Ущерб составил 55 миллионов и 3,8 миллиона рублей соответственно. При этом Олег использовал свое служебное положение в «Почте России», чтобы «отбить» у нее клиента, которым являлся МПК.

Дело Навальных сказалось резко отрицательно на репутации французской компании, некоторые даже стали бойкотировать ее продукцию. Отмечалось, что почему-то претензии к «Главподписке» возникли только после того, как у государства возникли претензии к Алексею Навальному, прославившемуся в ходе протестов против итогов выборов в Госдуму, прошедших в 2011 году, и активно занимавшемуся расследованием случаев коррупции среди российский чиновников.

Впоследствии Бруно Лепру отказался выступать в качестве потерпевшего и ушел из «Ив Роше Восток». Уполномоченный представитель фирмы Вадим Кодол  сообщил, что стоимость перевозок была либо средней по рынку, либо даже немного ниже, а еще один сотрудник, Кристиан Мельник, отрицал наличие какого-либо ущерба или упущенной выгоды при заключении контрактов.

Глава МПК Сергей Шустов сообщил на суде, что об ущербе, нанесенном его компании, он узнал от следователей, которым доверяет.

Алексей Навальный, назвавший обвинение полным бредом, был помещен под домашний арест. Олег оставался на свободе.

Многие считали и считают, что «Дело «Ив Роше» возникло по политическим мотивам и что оно показало, что вести бизнес в России опасно.

Сел за брата

Дело братьев Навальных рассматривалось в Замоскворецком суде судьей Еленой Коробченко. Доказательства обвинения получились весьма шаткими – помимо сомнений в реальности нанесенного ущерба, сотрудники «Почты России» заверили суд, что Олег Навальный по своему служебному положению никак не мог повлиять на процесс заключения крупных контрактов.

Тем не менее гособвинитель попросила для Алексея Навального десять лет колонии, а для Олега – восемь.

Приговор по делу Навальных собирались оглашать 15 января 2015 года, однако неожиданно его перенесли на 30 декабря. Несмотря на предновогоднее время, в этот день митинги сторонников Навального прошли во многих городах в России и за рубежом.

Приговор по делу ошеломил и сторонников, и противников оппозиционера. Алексея Навального приговорили к 3,5 годам условно, а его брат получил такой же по длительности реальный срок.

Общее мнение выражал заголовок статьи, опубликованной в самом что ни на есть официальном агентстве «Интерфакс»: «Приговор по делу "Ив Роше": брат сел за брата».

Алексей Навальный назвал приговор самым отвратительным и подлым из возможных и заявил, что власти «уничтожают и сажают» не только оппозиционеров, но и их родственников.

Многие эксперты и журналисты называют Олега Навального политическим заложником.

Решение ЕСПЧ

В начале 2015 года в Европейский суд по правам человека поступила жалоба на «дело «Ив Роше»». Рассмотрение длилось больше двух лет, и 17 октября 2017 года ЕСПЧ вынес постановление, что право братьев Навальных на справедливый суд было нарушено,  а приговор оказался произвольным и необоснованным. Навальные должны были получить 76 тысяч евро от российского правительства.

Однако подчиниться этому решению в России отказались. 25 апреля 2018 года было вынесено решение президиума Верховного суда России об отказе отменить приговор. Дело было возобновлено для рассмотрения новых обстоятельств.

От звонка до звонка

Олег Навальный неоднократно подавал заявления на условно-досрочное освобождение, однако сотрудники колонии, в которой он отбывал наказание, говорили о нем как о злостном нарушителе порядка, ссылаясь на то, что заключенный не всегда вовремя ложился спать, не докладывал по форме во время проверки, а однажды на столе в камере были обнаружены хлебные крошки. Так что Навальный-младший отбыл срок полностью.

По сообщениям СМИ, полтора года Олег провел в одиночной камере.

В начале этого года он направил жалобу на руководство колонии, в которой сообщил, что табурет и тумбочку в камере прибили к полу в разных углах, розетку забетонировали, так что он потерял возможность бриться и кипятить воду. Также у заключенного забрали средства для рисования и убрали стол.

Олег Навальный получал очень много писем со словами поддержки, рисовал и писал рассказы. Оптимизма, как говорят родные, не терял.

Колонию брат оппозиционера покинул  29 июля около восьми часов утра. Его встречали жена и брат. В их присутствии он торжественно сжег в железном ведре тюремную робу, предварительно облив ее сампукой.

Виктория

Все время, которое Олег Навальный провел в заключении, его семью поддерживал брат Алексей.

С девушкой по имени Виктория Олег познакомился еще в институте. По профессии она аудитор,  а сейчас воспитывает двух маленьких сыновей, Остапа и Степана. 

Уезжать из России Виктория не планирует.

«Если мы действительно хотим жить в этой стране, нельзя просто сидеть дома, ругать всех и ничего при этом не делать. Нужно попробовать сделать хотя бы что-то, а начать можно с себя. Но уезжать никуда я не хочу. Не буду. Не поеду», - сказала она в одном из немногочисленных интервью.

Полная версия