Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Русский из Чечни в федеральном правительстве: биография Дмитрия Кобылкина

Дмитрий Кобылкин. Биография: детство в Чечне, переезд на Север, карьера в нефтегазовом бизнесе, губернаторство в Ямале, министерство природных ресурсов и экологии, отставка с поста министра.

Потомственный геофизик

Дмитрий Николаевич Кобылкин родился 7 июля 1971 года в Астрахани. Кобылкины были самой настоящей профессиональной династией. Мать, отец, дяди, тети, сестра, жена выбрали одну профессию на всех – инженер-геофизик.

Вскоре после рождения сына Кобылкины перебрались на Северный Кавказ. Своей родиной Дмитрий считает Чечню. Его детство прошло в Грозном – мирной и вполне процветающей столице Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республики.

Дмитрий прожил в этом городе 18 лет, окончил там школу. Выбор профессии был очевиден и вопросов не называл. Мальчик уехал в Уфу, в нефтяной институт (теперь это учебное заведение называется Уфимским государственным нефтяным техническим университетом).

Геофизика и управление

Диплом о высшем образовании по специальности «горный инженер-геофизик» Дмитрий Кобылкин получил в 1993 году. Для старта карьеры это было худшее время из возможного. Позже, уже в другой жизни, Кобылкин получит второе высшее в Уральской академии государственной службы (сейчас это Уральский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ) и получит куда более перспективную для карьеры специальность, «государственное и муниципальное управление».

В 2012-м Кобылкин станет кандидатом экономических наук, защитив диссертацию, посвященную совершенствованию государственной политики занятости населения в арктических регионах России.

Но все это будет позже. Пока же в жизни молодого специалиста началась отчетливая черная полоса.

С юга на Ямал

Начало 1990-х было не лучшим временем для многих. Геофизики исключением не стали. Дмитрий устроился на работу в компанию «Шельф» в Геленджике. Однако в то время устроиться на работу вовсе не всегда означало заработать на жизнь. Зарплата была совсем небольшой, к тому же шла гиперинфляция, деньги обесценивались постоянно. Потом перестали платить вовсе.

Обслуживала фирма побережье Каспийского моря. Инженеры ехали до Астрахани на автобусе, потом на кораблях уходили к южному побережью Казахстана.

Инженеры вели сейсморазведку на плоскодонных судах и питались в основном рыбой. Чтобы купить хлеб, нужно было что-то продать. Сделать этого никак не удавалось.

Затем показалось, что жизнь налаживается – Кобылкин уехал на север, на Ямал. Зарплата была выше, к тому же иногда работников радовали, привозя дефицитные товары.

Сначала Дмитрий работал инженером комплексной геофизической партии в Тарасовском управлении геофизических работ, затем поступил геологом в Таркосалинскую нефтегазоразведочную экспедицию. Привыкал к суровому климату, брался за любую дополнительную работу.

К тому времени выяснилось, что нищета – это еще не самое страшное.

Как в страшном сне

Когда юный Дмитрий уезжал в Уфу, невозможно было и представить себе, что всего через несколько лет Советский Союз распадется и на его окраинах вспыхнет война.

В последний раз перед войной Кобылкин побывал в Грозном летом 1994 года. Его родители уезжать не хотели – конечно, обстановка накалилась, обострились национальные отношения, но до кровопролития же не дойдет!

«И в страшном сне нам не могло привидеться, что через несколько дней после моего отъезда начнется штурм города», - вспоминал потом Кобылкин.

Жена с малышкой-дочерью чуть ли не на перекладных приехала к мужу на Ямал, счастливая уже тем, что ужасы разразившейся войны остались позади, как и ставший в одночасье чужим город, что им есть, где строить новый дом, что они будут вместе.

А родители угодили в самое пекло. Связь с ними оборвалась. Не было ни письма, ни открытки. Ничего.

Сын искал отца и мать всеми доступными способами, официальными и через знакомых. Почти потерял надежду. И вот однажды случилось то, что Дмитрий Николаевич называет чудом. Он приехал домой с работы, прибежала соседская девочка и сказала, что звонил какой-то дедушка, представившийся отцом Дмитрия.

Из квартала в Грозном, в котором жила семья Кобылкиных, выжили лишь семеро человек. Родители успели уйти в другую часть города и прятались по подвалам.

Сын увез их из Чечни – сначала на Ставрополье, потом в Тюмень. Там старшие Кобылкины и обосновались и прожили долгие годы.

Теперь семью связывают с республикой только могилы близких. Дмитрию Николаевичу удалось найти и идентифицировать 14 захоронений. 

Новый дом

Чечню Дмитрий Николаевич называет малой родиной, но новым домом для его семьи стал Ямал.

Первоначально Кобылкиным приходилось туго – ни лишних денег, ни своего жилья. Однако народ на севере отзывчивый и всегда готов придти на помощь. Это облегчало жизнь. Так человек, родившийся на юге страны, укоренился на севере.

«Взвалил на себя и потащил ─ здесь это уважают», - рассказывал потом он.

В октябре 1996 года Дмитрий Кобылкин получил должность директора по персоналу открытого акционерного общества «Пурнефтегазгеология». Компания занималась поиском и разведкой месторождений углевородов, а также заготовкой и переработкой древесины. Затем его повысили до первого заместителя генерального директора, которым был Анатолий Острягин. В 2000 году Кобылкину поручили руководство разработкой Ханчейского месторождения и организацией нефтегазодобывающего производства. В мае 2001 года Кобылкин получил пост генерального директора ОАО "Ханчейнефтегаз". 

Акции «Пурнефтегазгеологии» активно скупал Леонилд Михельсон, и в 2001 году контрольный пакет оказался у его компании «Новатэк». Еще одним крупным акционером фирмы является Геннадий Тимченко.

Казалось, что Кобылкину судьба строить карьеру в нефтегазовом бизнесе. Однако уже в следующем году в его судьбе произошел поворот. Вслед за Анатолием Острягиным перспективный управленец пошел на госслужбу.

Человек государства

В октябре 2002 года Кобылкин стал первым заместителем Острягина, который возглавил администрацию Пуровского района. В 2005 году Острягин ушел в региональную администрацию, став заместителем губернатора, а Кобылкин стал его преемником.

Обязанности главы муниципального образования он исполнял с августа, а в октябре выиграл выборы, получив 77,24 процента голосов избирателей.

В 2009 году его включили в кадровый резерв президента. А еще через год Кобылкин сделал следующий широкий шаг по карьерной лестнице. Он стал преемником Юрия Неелова, который руководил регионом 16 лет.

Некоторые аналитики связывали назначение Кобылкина с влиянием владельцев «Новатэк», а самого Кобылкина называли человеком Тимченко. Однако это было не совсем так. Новый губернатор по работе был знаком со многими бизнесменами, и ему удалось соблюсти необходимый баланс. Политологи считают, что откровенного лоббиста одной из групп влияний попросту бы «съели» ее конкуренты. Ведь маленький Ямал имеет очень большой удельный вес в экономике страны.

Трехглавая матрешка

Три нефтяных региона, находящихся по соседству – Тюменскую область, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, именуют «Большой Тюменью» или же Тюменской матрешкой. Эта территория – основной донор российского бюджета, дающий 40 процентов внутреннего валового продукта.

На Ямале живет меньше всего народу – около полумиллиона человек, в три раза меньше, чем в соседних регионах. Зато там самая большая средняя зарплата.

«Ямал ─ территория возможностей. Если есть желание работать и голова на плечах имеется, можно приехать сюда в статусе вынужденного переселенца и стать губернатором. Живой пример перед вами», - сказал как-то Кобылкин участникам конкурса «Лидеры России».

Его кандидатуру депутаты Заксобрания ЯНАО утвердили 3 марта 2010  года. В декабре 2011-го Кобылкин возглавил региональный список партии «Единая Россия», и его избрали, однако свой мандат он передал Григорию Ледкову, как сделали многие его коллеги.

12 марта 2015 года он подал в отставку и стал исполняющим обязанности главы региона. Вновь его кандидатуру депутаты регионального парламента утвердили в том же году в октябре.

Везет тому, кто везет

За те восемь лет, что Кобылкин пробыл «у руля» в регионе, изменилось и экономическое, и политическое положение страны. Многие грандиозные планы так и остались в итоге на бумаге.

Кобылкину удалось запустить практически все проекты, в том числе и те, которые касаются совершенствования инфрастрактуры, строительства современных заводов по производству сжиженного газа и освоения арктических территорий. 

«Везет тому, кто везет. Всегда! Людей слова на Севере ценят. Если сказал (не имеет значения, кому именно ─ где-то наверху или, наоборот, внизу), сделай, а не можешь ─ не говори. В этом смысле тут без полутонов. Жестко и твердо, но если принципам следовать, все будет хорошо», - сказал он журналистам.

Кобылкин традиционно входил в пятерку сильнейших губернаторов России. Долго был лидером рейтинга, по итогам 2017 года его «подвинули» коллега по «матрешке» Владимир Якушев и глава Белгородской области Евгений Савченко.

На федеральный уровень они тоже вышли одновременно с Владимиром Якушевым. Их призвали в правительство Дмитрия Медведева, которое тот сформировал после инаугурации Владимира Путина. Они в одно и то же время оказались в Москве и, как рассказывал потом Кобылкин, практически ходили по одним и тем же коридорам и кабинетам.

Говорят, Дмитрий Николаевич планировал по окончании полномочий вернуться в бизнес, но ему сделали предложение, от которого невозможно отказаться. То есть предложил лично Путин.

[INCUT-R]

«Я и раньше не раз заявлял, что считаю себя солдатом. Если есть приказ, значит, его надо выполнять», - сказал он.

В январе 2020 года, когда правительство России возглавил Михаил Мишустин, Кобылкин сохранил свой пост. Однако ненадолго: 9 ноября президент России Владимир Путин освободил его от занимаемой должности, а уже 10-го Госдума утвердила в качестве его сменщика Александра Козлова, который ранее был министром по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Чеченские ямальцы

В столицу Дмитрий Кобылкин переехал один. Жена и младшая дочь пока остаются на севере. Жилья в Москве пока нет, да и покидать Ямал они не жаждут.

Галия Минировна тоже родом из Чечни, но познакомились молодые люди в Уфе, учились в одном вузе. В студенческой семье в 1992 году родилась дочь, Софья.

После переезда на север Галии поначалу работала уборщицей, затем получила место в департаменте имущества. Но когда семья переехала в Салехард, пришлось искать новое дело – в администрацию к мужу не пойдешь, нефтегазовых компаний нет. И Галия Минировна неожиданно возглавила региональную федерацию фигурного катания, хотя сама этим видом спорта не занималась. С ее подачи на Ямале стали строить больше спортивных объектов.

Доходов в семейную копилку она практически не приносит. Хватает доходов мужа – работая губернатором, Кобылкин ежегодно получал около 20 миллионов рублей. В 2017 году согласно декларации эта сумма увеличилась и составила 24 294 183 рубля. А в 2018 году семейная копилка пополнилась аж на 47 508 700 миллионов рублей.

Софья окончила Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, вышла замуж за уроженца Белоярска, расположенного в Ханты-Мансийском округе.

Младшие дети, Николай и Елизавета, появились на свет уже на Ямале и считают себя коренными северянами. Николай неожиданно для отца пошел по стопам сестры. Точнее говоря, в Горный институт в Санкт-Петербурге он не прошел по баллам и решил учиться строить мосты и дороги. Возможно, и Лиза пойдет по стопам старших. Пока ее дело в жизни – фигурное катание. В марте этого года она завоевала три золотых и одну серебряную медаль на турнире по фигурному катанию в рамках Арктических зимних игр в Канаде, и это не единственные ее награды.

Полная версия