Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:11
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Аркадий Бабченко. Биография

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Российский журналист, один из основоположников современной военной прозы.

Семья Бабченко

Аркадий Бабченко родился в большой семье, где было много военных. Дед, Лаврентий Петрович Бабченко, служил танкистом. Запорожский казак защищал СССР на Халкин-Голе, трижды был контужен.

Двоюродный дед со стороны матери убежал на фронт в пятнадцать лет и вернулся домой только в 1950-м, с Дальнего Востока.

Кузен Аркадия, Сергей Бабченко, погиб в Таджикистане – как рассказал его брат, уже после дембеля. Сергей вызвался пойти в рейд вместо необстрелянных новичков. Они напоролись на банду, переправлявшую героин. Сергея убил снайпер, выстрелом в голову.

Бабушки во время Великой Отечественной трудились в тылу. И потом всю свою жизнь тоже трудились. Никаких богатств семья не нажила.

Сын инженера и учительницы

Аркадий Аркадьевич Бабченко родился 18 марта 1977 года в Москве. Мать, Юлия Александровна, была учителем русского языка и литературы. А отец всю жизнь проработал «на космос».

Аркадий Лаврентьевич проектировал кабель-мачты для ракет в Центральном конструкторском бюро тяжелого машиностроения, по полгода проводил на Байконуре, а в Москве семья  Бабченко жила в двухкомнатной квартире, где помещались дедушка и бабушка - Лаврентий Петрович и Татьяна Петровна, и два сына с детьми.

Последней работой Аркадия Бабченко-старшего стала кабель-мачта для «Бурана». Потом развалился Советский Союз, и разваливалась его космическая отрасль. Как не без горечи вспоминал сын, воровать и торговать Аркадий Лаврентьевич не умел и до самой смерти, почти в полной нищете, продолжал чертить никому уже не нужные кабели-мачты. Он умер в 1996, когда его сын был на войне.

«Родина тебя бросит, сынок. Всегда», - писал Аркадий Бабченко-младший много позже и совсем по другому поводу.

Две параллельные России

В интервью «Новой газете» Аркадий Бабченко заявил, что есть две России, которые живут в параллельных мирах. Воевавшая и «другая».

«Соответственно есть и два типа людей: воевавшие — в ситуации, когда до мирной жизни рукой подать, и те, для кого война — экзотика, место которой в книгах, на страницах газет и в новостных роликах ТВ», - уточнил Бабченко, который был человеком первого типа.

Первой своей войной он назвал штурм Белого дома в 1993-м. Там он, пятнадцатилетний школьник, впервые в жизни увидел кровь и вынес твердое убеждение: нельзя из танков стрелять по людям. Если бы ему сказали, что через несколько лет война твердо войдет в его жизнь, Аркадий, наверное, не поверил бы.

Начитался Ремарка

Служба в армии в 1990-х годах была кошмаром практически каждой матери, воспитывающей сына. Помимо дедовщины, которая тогда процветала в войсках, шла война в Чечне, в которой не было правил. «Восстановление конституционного порядка» шло слишком дорогой ценой, по мнению общества. К тому же поговаривали, что на самом деле война идет за интересы олигархов и за нефть, что не добавляло ни малейшего желания класть жизни на алтарь победы.

«Отмазать» отпрысков от службы старались всеми возможными способами, а военные в свою очередь не всегда при призыве стремились соблюдать существующие законы и требования.

Аркадия Бабченко призвали в армию со студенческой скамьи – он изучал международное право в Современном гуманитарном университете. В 1995 году 19-летний юноша оказался на Северном Кавказе, в городе Моздок-7. Он служил в войсках связи.

Парадоксальным образом Бабченко не хотел в армию, но оказавшись там, захотел на войну. «Ремарка начитался», - пояснил он позднее. Мечты о подвигах, конечно же, не имели ничего общего с реальностью.

О первой своей чеченской кампании Бабченко вспоминал кратко. Выполнял приказы, обошлось без ранений  и наград.

Мир, который ненавидишь

Аркадий Бабченко был уволен в запас в 1997 году. Ему повезло – он выжил, восстановился в университете, продолжил изучать юриспруденцию и в итоге благополучно окончил вуз, получив престижное образование и возможность строить карьеру в одной из самых популярных в то время областей.

Внешне все складывалось благополучно, однако внутренние ощущения были совсем другими.

«В России нет и никогда не было системы реабилитации ветеранов, ты возвращаешься с войны и остаешься один на один со всем миром, этот мир не то что не понимаешь, а просто-напросто ненавидишь. Тело вернулось, а мозги, душа остались там», - рассказывал Бабченко потом. Он вспоминал ощущение предательства, что «страна нас бросилаВетераны Чечни собирали деньги на протезы и коляски для товарищей, ставших инвалидами». В параллельном мире были рестораны и казино, «Мерседесы» и братки с золотыми цепями.

В этом мире своего места молодой ветеран Чеченской войны найти не мог, да наверное и не хотел. Поэтому когда в 1999-м в Чечне началась новая кампания  - теперь ее называли контртеррористическая операция, Бабченко заключил контракт и вновь отправился на войну.  Ему было все равно, куда. Посттравматический синдром, синдром комбатанта. «Если бы она началась в Красноярске, я бы поехал в Красноярск, если бы в Москве – в Москву, если бы она началась тогда на Донбассе, я бы сейчас как дебил с автоматом бегал бы на Донбассе, кричал бы про "русский мир", про "Новороссию"», - отмечал Бабченко.

Он дослужился до звания старшины.

Когда профессия нашла тебя

В случае Бабченко, такое впечатление, от посттравматического синдрома помог способ «клин клином вышибают». Домой новоиспеченный контрактник захотел очень быстро, и ему снова повезло – он во второй раз вернулся домой. А еще обрел профессию. Точнее говоря, профессия сама его нашла. Бабченко стал военкором.

Первую свою статью ветеран Чеченской написал почти случайно. В то время разные федеральные телеканалы освещали происходящее в Чечне совершенно противоположным образом. «Первый канал» рассказывал о чеченцах, терроризирующих ни в чем не повинную Россию, оппозиционный «НТВ» транслировал репортажи о том, как бывшая «империя зла» напала на мирных чеченских «борцов за свободу». Бабченко счел, что истина где-то посередине, и попытался выразить это в тексте.

Статью Бабченко отнес в «Московский комсомолец» и получил работу. На одном месте Аркадий долго не задерживался, как пояснял, в приличные не брали, в неприличные сам не шел. После МК была программа «Забытый полк», «Армейский магазин», «Новая газета» и другие газеты, журналы и телеканалы.

Какое-то время Бабченко даже ушел из профессии, став таксистом, но затем вернулся. «Я всегда был там, где моей стране было плохо. У Белого дома — значит, у Белого дома. В Чечне — значит, в Чечне. В Южной Осетии — значит, в Южной Осетии. В Крымске — значит, в Крымске», - рассказывал он потом.

Бабченко издавал собственный журнал «Искусство войны», а затем запустил проект «Журналистика без посредников». Не зависеть от редакционной политики различных изданий помогло развитие социальных сетей. Они оказались прекрасной площадкой для публикации собственных материалов и сбора пожертвований, позволяющих писать то, что думаешь, а не то, что нужно заказчику. Бабченко вел страницу в фейсбуке и в ЖЖ.

Мужество в литературе

Журналист и блогер Аркадий Бабченко становился все более известным, с годами – скандально известным из-за крайне резких высказываний. Про то, что Аркадий Бабченко стал одним из основоположников современной российской военной прозы, вспоминали куда реже.

Между тем, как писали критики, именно Бабченко «пробил стену художественного молчания» вокруг чеченского конфликта. Хотя некоторые и сомневались, что произведения Бабченко следует относить к литературе, а не к журналистике, пусть даже герои и были выдуманы.

Тема бесконечной, бессмысленной «суки-войны» действительно была для русской литературы новой, как и сама война нового типа, смысла которой в обществе толком не понимали. Если раньше речь шла об обороне страны, то теперь солдаты приходили на чужую землю и остро это ощущали. Так было в Афганистане, так было в Чечне. Война, которая не проявляет лучшие или худшие качества, а лишает человека человечности, война, которая не имеет смысла и цели, война, в которой лишь одна задача – выжить.

Произведения Аркадия Бабченко переведены на 16 языков, их издали в 22 странах. Он лауреат премии «Дебют» 2001 года «За мужество в литературе», премий Союза журналистов России «За мужество и профессионализм», English PEN-Club, Frontline club. Бабченко написал более десятка книг.

За Майдан

Долгое время Бабченко был, что называется, вне политики. Он объяснял, что изменения накапливались постепенно, однако перелом наступил в конце 2011 года, когда в России начались массовые протесты с требованиями пересмотреть итоги выборов в Государственную думу, сопровождавшихся многочисленными фальсификациями. Символом протестного движения стала белая лента.

Бабченко стал одним из радикальных оппозиционеров, призывавших выходить на баррикады. В 2012 году журналист даже стал фигурантом уголовного дела по части 3 статьи 212 УК РФ  - «призывы к массовым беспорядкам» за пост, в котором он призывал разбить в Москве палаточный лагерь и отбиваться от полиции. Дело ограничилось одним допросом и, видимо, было закрыто, так как Бабченко больше никто не беспокоил.

 В 2013 году он ездил в Турцию, где вспыхнули массовые беспорядки. В Стамбуле за несанкционированную съемку его избили полицейские, Бабченко был выслан из страны.

Аркадий был активным сторонником «Евромайдана» на Украине и освещал ход войны на Донбассе с украинских позиций. Много позже журналист признался, что в 2014 году после публикации поста с фотографией офицера, который руководил захватом военных объектов в Крыму, он всерьез опасался за свою жизнь, семью отправил с безопасное место, а сам просыпался от шума работающего лифта.

В том же году 29 мая Бабченко избежал гибели, когда генерал Сергей Кульчицкий не взял журналиста с собой на вертолет, который был перегружен. Через  два часа вертолет сбили, никто не выжил.

Об этом событии журналист вспомнил четыре года спустя. «Второй день рождения получается», - отметил он.

Вернусь на «Абрамсе»

Российские власти Бабченко критиковал более чем жестко, не выбирал выражений и был известен крайней резкостью высказываний. И не отличался жалостью или деликатностью.

Широкий резонанс вызвала его публикация в ФБ, когда Бабченко заявил, что ему не жаль жертв крушения ТУ-154, произошедшего 25 декабря 2016 года.

«У меня нет ни сочувствия, ни жалости. Я не выражаю соболезнования родным и близким. Как не выражал никто из них. Продолжая петь и плясать в поддержку власти или все так же поливать дерьмом с экранов телевизоров и после смерти. Чувство у меня только одно - плевать. Не я противопоставил себя этому государству и его обслуге. Это государство и его обслуга противопоставили меня себе. Оно назначило меня врагом и национал-предателем. Так что - совершенно плевать. Хотя, впрочем, ни злорадства, ни радости нет тоже», - написал Бабченко.

Журналисты телеканала «Звезда» подали на него в суд, однако их требования не были удовлетворены.

За резкие высказывания Бабченко не любили многие, а его откровенно проукраинская позиция и жесткая критика российских властей вызывала поток критики и угроз уже в его адрес.

21 февраля 2017 года Аркадий Бабченко покинул Россию. Он рассказал коллегам, что ему посоветовали какое-то время пожить за пределами страны, и добавил, что морально не готов садиться в тюрьму за пост в Facebook.

Сначала он уехал в Прагу, затем в Израиль, а в итоге обосновался на Украине, нашел работу на крымско-татарском телеканале ATR, где вел передачу «Prime: Бабченко». Надеялся, что родину покидает не навсегда, и высказывался об этом в свойственном ему стиле.

«Я обязательно вернусь в Москву. Есть у меня там ещё одно дельце. На первом же «Абрамсе», который будет идти по Тверской, в люке, под флагом НАТО буду торчать я», - писал Бабченко.

Убийство, которого не было

Вечером 29 мая 2018 года появились сообщения, что Аркадий Бабченко убит. Журналист вышел из своей киевской квартиры, чтобы купить хлеба. Когда он возвращался из магазина, у двери его подкараулил убийца, вооруженный пистолетом с глушителем. Он трижды выстрелил журналисту в спину.

Жена Бабченко, Ольга, была в ванной. Она услышала хлопки и, выйдя на шум, нашла на пороге окровавленного мужа. Аркадий был еще жив, но до больницы его довезти не успели – он скончался в машине «скорой помощи».

Украинские следователи назвали две основные версии произошедшего – профессиональная деятельность или гражданская позиция. СК России также возбудил уголовное дело по факту убийства Аркадия Бабченко.

Украинские политики и многие блогеры были уверены, что к убийству Бабченко причастны российские власти. Российские политики, в свою очередь, говорят, что на Украине идет война против журналистов,  а смерть Бабченко будет непременно использована в политических целях. 

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выразили соболезнования родным и близким покойного и заверили, что семье Бабченко будет оказана помощь.

30 мая ближе к вечеру стало известно, что все это было спецоперацией СБУ. На специально созванном брифинге Аркадий Бабченко появился перед представителями СМИ живой и здоровый.

Служба безопасности Украины объявила, что Аркадий Бабченко жив. Служба заблаговременно получила информацию о покушении и смогла его предотвратить, сообщили ее представители. Убийство было инценировано, подозреваемые задержаны.

Аркадий Бабченко попросил прощения у жены и близких за то, что не предупредил их об участии в спецоперации.

Шестеро детей

 В одном из интервью Аркадий Бабченко признался, что у него наступило профессиональное выгорание.

«Мне уже ничего не интересно, я хочу быть с семьей, с ребенком, лети оно все в тартарары, пусть какую хотят войну, такую и начинают», - сказал он.

Родная дочь у Аркадия одна. А есть еще приемные.

Официально опекуном шестерых сирот является мать журналиста, Юлия Александровна. Воспитанием занимаются все трое взрослых – мать, сын и его жена Ольга.  Дети родились в семье алкоголиков, и сложностей было немало – они воровали, отставали в развитии, прятали вещи.

Сейчас все наладилось – дети учатся, у каждого есть свое хобби. Люда, которая до семи лет не разговаривала, сейчас играет на фортепиано и рисует, Рита ходит в балетную школу.

Венгерский «Оливье» разнообразит новогодний стол: сразит гостей наповал — они будут жадно вылизывать тарелки
Реклама