Михаил Барщевский. Биография.
Известный юрист, полпред исполнительной власти РФ в Конституционном, Арбитражном и Верховном судах.
Потомок тевтонских рыцарей
Михаил Барщевский появился на свет 27 декабря 1955 года. Семья была интеллигентной. В роду Барщевских были раввины, юристы и даже дальние потомки тевтонских рыцарей.
Юрий Дмитриевич – юрист в третьем поколении. Его дед, Яков Давыдович, имел адвокатскую практику в Харькове. Мать, Татьяна Яковлевна Барщевская, в революционные годы стала членом ВЧК Украины, потом работала в должности заместителя прокурора Москвы. А потом попала в жернова сталинских репрессий. Ее мужу, Алексею Селивановскому, создателю и первому главреду «Литературной газеты», предъявили обвинение в участии в контрреволюционной террористической организации и приговорили к расстрелу, он погиб в 1938 году.
Татьяна Барщевская превратилась в жену врага народа и была выслана из Москвы. Она вернулась в 1956 году, после знаменитого XX съезда, и занялась адвокатской практикой.
Юрию Дмитриевичу, сыну врагов народа (Селивановский усыновил мальчика), карьера адвоката была заказана. Дипломированный юрист стал следователем Рузской районной прокуратуры, а с 1950 года начала работать юрисконсультом, добившись известности как один из лучших в стране в своей профессии.
Мать Михаила Барщевского, Эрика Залмановна, была актрисой. Ее мать - дворянка немецкого происхождения,отец которой, потомок Тевтонских рыцарей, был попечителем учебных заведений Балтии и дослужился до чина тайного советника.
Узнать жизнь
Когда Михаил подрастал, все сложности, связанные со сталинскими репрессиями, были уже позади, и семья Барщевских превратилась во вполне преуспевающую. Мальчик учился в школе с углубленным изучением английского языка No 29 на Кропоткинской. В учебе он не блистал, перебиваясь с тройки на тройку, однако это его совершенно не смущало. Михаил начал писать в старших классах, и отец показал результаты его усилий профессионалам в области литературы. Их вердикт был – способности есть, а вот жизни юноша не знает.
Чтобы «узнать жизнь», Михаил сначала нацелился на профессию географа, которая дает возможность бывать в экспедициях и много общаться с людьми. Он даже окончил школу юных географов при МГУ имени М.В. Ломоносова, однако выяснилось, что дорога к высшему образованию в этом вузе для него закрыта. Подвели анкетные данные, как пояснил Барщевский позже (скорее всего, имеется в виду знаменитый пятый пункт, национальность – отец Михаила был евреем).
Тогда юноша решил сосредоточиться на актерской карьере и после школы вознамерился поступать в «Щуку», знаменитое высшее театральное училище имени Щукина (в 2003 году учебное заведение переименовали в Театральный институт имени Б.В.Щукина).
Конкурс в театральные вузы был огромным, и Юрий Дмитриевич, не пытаясь воспрепятствовать стремлениям сына, уговорил его показаться одному известному педагогу. Нет смысла идти в актеры, не имея настоящего таланта!
Педагог отметил некоторые способности, но гарантий не дал. Михаил решил пойти по стопам отца.
Юрист в четвертом поколении
Барщевский поступил работать на Московский маргариновый завод и одновременно стал студентом Всесоюзного заочного юридического института.
Тогда профессия юриста не пользовалась такой популярностью, как в наше время, а работа юрисконсультом на предприятии и вовсе большинство считало не слишком интересным направлением. Однако о своем выборе Михаил ни разу не пожалел. К тому же, как он считает, у адвоката есть все возможности реализовать и актерские, и режиссерские амбиции. В качестве способа познать жизнь юридическая карьера тоже была превосходным выбором, отметил позже сам Барщевский.
Доктор наук и профессор
Всесоюзный заочный юридический институт Михаил Барщевский окончил в 1978 году. К тому времени он понял, что выбор юридической карьеры в его случае оказался более чем правильным.
В 1984 году бывший троечник защитил в Институте государства и права Академии кандидатскую диссертацию, посвященную правовому регулированию наследования по завещанию в СССР.
В 1997 году Барщевский был удостоен звания доктора наук. Его диссертация освещала проблемные вопросы организации и деятельности адвокатуры в России.
В 2000 году Барщевский стал профессором Московской государственной юридической академии. Он выступил в роли составителя ряда справочников, в том числе Большой юридической и Домашней правовой энциклопедий, а также написал большое количество пособий, в том числе по наследственному праву, пенсиям и льготам и недвижимости.
Известный адвокат
Свою карьеру в правоведении Барщевский начал с работы на предприятии. Юрисконсультом Московского маргаринового завода он проработал шесть лет, совмещая профессиональную деятельность с учебой. Затем перешел в Реутовский городской торг.
Однако в 1980 году Михаил Юрьевич сделал то, что по независящим от него причинам не смог сделать его отец – начал адвокатскую практику, став членом Московской городской коллегии адвокатов.
К моменту защиты кандидатской диссертации Барщевского уже хорошо знали в профессиональных кругах. Он брался и за уголовные, и за гражданские иски, причем не за выигрышные, а прямо наоборот. Позже он рассказывал журналистам, что однажды просто решил принимать дела, от которых отказывались коллеги. Часто проигрывал, но совесть была чиста – ну и что, что не смог, другие-то и не пробовали! А выигрыш становился реальным профессиональным успехом. Такой подход создал юристу Барщевскому прекрасную репутацию.
В итоге Михаил Юрьевич сосредоточился на бизнес-адвокатуре. Такого понятия в СССР не существовало, однако близилась перестройка, и профессиональные устремления Барщевского совпали с общим направлением развития страны.
«Барщевский и партнеры»
В конце 1980-х годов в СССР начали появляться первые коммерческие банки. Барщевский написал уставы для некоторых из них, в том числе «Инкомбанка» и банка «Деловая Россия».
К тому времени он считался одним из самых перспективных юристов страны, и неудивительно, что в 1989 году Фонд культурной инициативы вместе с 16 советскими коллегами отправил Барщевского на стажировку в одну из крупнейших американских юридических фирм. Клиентами «Milbank, Tweed, Hadley & McLoy» были Нью-Йоркская фондовая биржа, «Боинг» и семья Рокфеллеров.
Вернувшись, Михаил Барщевский организовал и возглавил первую частную адвокатскую фирму «Московские юристы». Она оказалась отнюдь не однодневкой. В 1993 году компания была преобразована в адвокатское бюро «Барщевский и партнеры», которое существует до сих пор.
Главным капиталом фирмы были не спонсорские средства, а безупречная репутация и успешная служба создателя, а его известности способствовал хороший контакт с журналистами.
Некоторых сотрудников Барщевский нашел по месту работы – к тому времени он уже вел активную преподавательскую деятельность и заодно присматривал на последних курсах Московской государственной юридической академии перспективных учащихся. Большинство работающих в адвокатском бюро юристов – бывшие студенты Михаила Юрьевича.
Среди клиентов фирмы «Барщевский и партнеры» - иностранные банки и компании и госструктуры.
На защите чести и достоинства
Занимаясь делами фирмы, Барщевский не забывал и о собственной адвокатской практике. На его счету – выигранные дела по защите чести и достоинства, когда клиентами высокопоставленные чиновники, к примеру, были экс-председатель антимонопольного комитета Леонид Бочин, зампред ЦБ России Александр Потемкин, пресс-секретарь главы московской администрации Сергей Цой.
«Дело писателей»
Еще одним «громким клиентом» Барщевского стал Анатолий Чубайс, подавший иск к журналистам после выхода своей книги о приватизации. В 1997 году резонансным стало так называемое дело писателей. Скандал вспыхнул после того, как пятеро ведущих информаторов тогдашнего правительства – Чубайс, Максим Бойко, Александр Казаков, Альфред Кох и Петр Мостовой получили аванс за еще не написанную книгу «История российской приватизации». Каждому досталось по 90 тысяч долларов, и журналисты заподозрили, что это было своеобразной взяткой.
Чубайс, бывший тогда вице-премьером и министром финансов, подал в суд на журналистов Александра Минкина и Сергея Доренко, его адвокатом был Михаил Барщевский. И дело он проиграл. Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ требования Чубайса не удовлетворила, пояснив, что выступления журналистов в части распространения сведений об обстоятельствах написания книги о приватизации в России являются правомерной реализацией прав на свободу поиска и распространения информации, а также права излагать свои личные суждения.
Минкин и Доренко получили замечания за нарушение требований закона о СМИ и норм журналистской этики, которые, как было сказано в определении, выразились в использовании «некорректных и уничижительных определений и эпитетов».
Михаил Юрьевич вердиктом суда остался недоволен, однако его профессиональной репутации проигрыш дела не повредил.
Что, где, когда
Михаил Барщевский не только охотно общается с журналистами, но и с разной степенью успешности пробовал себя в роли ведущего и автора телевизионных программ, в том числе в «Двенадцатом этаже», «Взгляде», «Слушается дело», «Суд идет» и других передачах. Наибольшую известность ему принесла программа «Что? Где? Когда».
Соучредителем ООО «Игра», которой занималось подготовкой культовой передачи, Барщевский стал в 1995 году. Долгое время он был третейским судьей в спорных вопросах между зрителями и знатоками, затем он был назначен хранителем традиций.
Несколько лет Барщевского устраивала роль арбитра, однако в итоге он не выдержал и в 2002 году сел за игровой стол, собрав собственную команду.
Еще одним хобби Барщевского, тоже связанным с основной профессией, стало написание книг Помимо рассказов, он написал роман о молодом адвокате Вадиме Осипове «Лед тронулся», по которому поставили сериал «Защита против», пьесу «У перекрестка», которую представили в театре Стаса Намина, и документальный роман, в котором освещается ход судебной тяжбы между двумя олигархами, одним из которых был Роман Абрамович, а вторым - Борис Березовский. Книга называется «Счастливы неимущие».
На госслужбе
Карьера Михаила Барщевского развивалась более чем успешно, однако в 2001 году его статус адвоката был приостановлен. Причиной стал переход Барщевского на государственную службу. С 12 марта 2001 года он является полномочным представителем правительства России в Конституционном суде Российской Федерации, а с 26 июля того же года еще и полпредом правительства в Верховном суде. Он также представлял правительство в Высшем арбитражном суде РФ до его упразднения в 2014 году.
Как вспоминал Михаил Юрьевич, госслужба тогда еще не вошла в моду, и друзья дружно покрутили пальцами у виска. Однако к тому времени Барщевский добился уже практически всего, что только было возможно, и ему просто заинтересовало новое направление.
При этом Барщевский дорожит своей независимостью и не стремится быть в мейстриме. В декабре 2006 года он вступил в партию либерального толка «Гражданская сила», в 2012 году его избрали в федеральный гражданский комитет еще одной партии, «Гражданская платформа».
В итоге 13 марта 2015 года Барщевский объявил об окончательном уходе из политики.
Будучи официальным представителем правительства в высших судебных инстанциях, Барщевский не считает нужным скрывать свое мнение по тем или иным вопросам, если оно не совпадает с доминирующей точкой зрения. К примеру, он выступал против «Закона Димы Яковлева» и законопроекта о запрете курения в общественных местах и критиковал процесс по делу Pussy Riot.
«Бывает по-разному, и в каких-то вопросах я, наоборот, еще больший консерватор, чем власть. Я же борюсь не против власти – я просто имею свое видение по каким-то вопросам», - пояснил Барщевский в очередном интервью.
Ольга и Наталья
Михаил Барщевский связал себя узами брака, еще будучи студентов. Его избранницей стала студентка Московского института иностранных языков по имени Ольга. Они познакомились в очереди за путевками в один из домов отдыха в Подмосковье - девушка все время роняла деньги, юноша их вежливо поднимал. Завязалось знакомство, потом роман.
Окончания учебы, как это обычно практиковалось в Советском Союзе, влюбленные ждать не стали. Они поженились и переехали в квартиру родителей Михаила. Там в 1977 году появилась на свет их дочь Наташа. Она тоже стала юристом – уже пятое поколение семьи!
Ольга Иммануиловна, выпускница Московского института иностранных языков, тоже поддалась влиянию мужа и получила второе высшее на юридическом факультете МГУ, стала доктором исторических наук, преподавателем Московской юридической академии.
Внуки и снова дети
Первым мужем Наталии Барщевской стал предприниматель Лев Хасис, которому она родила двоих сыновей, Александра и Леонида.
В 2009 году Наталья Михайловна заключила второй брак с предпринимателем Кириллом Мещеряковым, у них двое дочерей, Юлия и Елизавета.
А Барщевские-старшие тем временем усыновили двойняшек Максима и Дарью, родившихся в 2005 году. Статус позволил максимально облегчить бюрократические препоны, так что оставалось только выбрать.
В итоге выбрал Максим – подошел, хлопнул Михаила Юрьевича по руке и сказал: «Это мое». Сестра вела себя осторожнее, но все же решилась пойти на руки к Ольге Имануиловне.
В интервью Барщевские не говорят высоких слов, предпочитая чистый прагматизм. По их мнению, лучшего способа продлить молодость и поддержать тонус не придумано – внуки это внуки, и у них свои родители есть. Усыновлять Барщевский советует сразу двоих и обещает, что «своими» они станут через два года. «Вы начнете узнавать в нем свои собственные жесты, риторику, повадки, привязанности. С родными этот процесс идет со дня рождения, постепенно и незаметно. С приемными — долгое время ничего, а потом вдруг сразу и много», - обещает он.
Перенес инфаркт
21 мая в СМИ распространилась информация о том, что Михаил Барщевский госпитализирован из-за проблем с сердцем. Как сообщил сам Барщевский, накануне утром в воскресенье он перенес инфаркт.
«Сейчас чувствую себя лучше, чем труп. Посмотрим, после инфаркта первые три дня показательны, сейчас я в больнице», — уточнил полпред правительства в высших судебных инстанциях.
Барщевскому провели стентирование сосудов, которые снабжают сердце кровью. В ходе операции пациенту вводят специальный каркас, который расправляется в месте сужения артерии и обеспечивает нормальный приток крови.
Сейчас Барщевский находится в Люберецкой городской больнице, в скором времени его перевезут в одно из столичных медучреждений.