Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Виктор Вексельберг. Биография.

Президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова», миллиардер

Не русский, не еврей

Будущий миллиардер родился 14 апреля 1957 года в украинском городке Дрогобыч в семье Феликса Соломоновича Вексельберга и Елены Ефтроповны Морозовой.

У мальчика было много хлебосольных родственников со стороны матери и никого – со стороны отца. Дрогобыч располагался рядом с границей, и в 1941 году уехать успели единицы. Среди счастливчиков был Феликс. Местных евреев германские оккупационные власти переписали, а в1944 году, когда нацистские захватчики терпели поражение за поражением, и исход войны был уже ясен, всех расстреляли. 15 тысяч человек, в том числе 18 членов семьи Вексельберг.

Юный Виктор тоже столкнулся с государственным антисемитизмом – конечно, в куда более мягкой форме. В 1974 году он окончил Дрогобычскую среднюю школу №3. В аттестате были одни пятерки, однако медаль выпускнику не дали из-за национальности. Учителя сетовали, что никто не надоумил Елену Ефтроповну дать мальчику собственную фамилию.

По паспорту Виктор был русским с фамилией Вексельберг. А позже на вопросы о национальности, как говорят, отвечал просто – евреи не считают своим, потому что мать русская, а русские своим – потому что отец еврей.

Сокурсники

В старших классах Виктор  занимался в заочной школе мехмата МГУ. Задания ему присылали по почте. Именно туда Вексельберг хотел поступить после школы, однако друзья отговорили. С еврейской фамилией не стоило штурмовать ни МГУ, ни МИФИ, ни Физтех.

Сын друзей семьи, носящий такую же «неправильную» фамилию, Вернер, учился в Московском институте инженеров транспорта. Туда же в итоги подал документы и Виктор. Как выяснилось, совет был мудрым - на письменном и устном профильном экзамене, по математике, Вексельберг получил отличные оценки, а вот за сочинение поставили тройку из-за обилия украинизмов в речи и на письме.

В институте Виктор познакомился с будущим партнером по бизнесу. Его звали Леонид Блаватник, и совсем скоро, в 1978 году, тот эмигрировал в США, изменив имя на Леонард.

Во время учебы Виктор подрабатывал как мог – читал лекции младшим курсам, трудился на мясокомбинате и кондитерской фабрике, а также пользовался возможностями, которые открывались перед ним как перед жителем Западной Украины, куда иногда завозили дефицитные товары, к примеру пластинки или джинсы.

Свободный диплом

В 1979 году Вексельберг окончил факультет автоматизации и вычислительной техники МИИТ с красным дипломом.

В то время в вузах СССР существовало распределение. Отличники имели право первоочередного места работы, однако Виктор трижды получил отказ – как полагают, опять-таки из-за фамилии. В итоге он через знакомых нашел место в Особом конструкторском бюро по бесштанговым насосам (ОКБ БН «Коннас»), где создавали насосы для добычи нефти и программное обеспечение для них. В командировки молодой специалист ездил на нефтяные месторождения - как потом говорил он сам, даже не подозревая, что через десяток лет он станет владельцем некоторых из них.

В конструкторском бюро Вексельберг проработал 12 лет. Он заведовал лабораторией.

Пропавшая диссертация

Виктор Вексельберг защитил диссертацию «Разработка и применения математических методов в управлении народным хозяйством», получив звание кандидата математических наук. Однако ознакомиться с текстом работы миллиардера невозможно – как пишут СМИ, она отсутствует в архивах Российской государственной  библиотеки.

Между тем, по правилам туда направляются копии всех диссертаций, написанных в РФ. Это открытие сделали сотрудники движения «Диссернет», проверяющие работы на плагиат.

Также в Российской государственной библиотеки отсутствуют работы Владимира Евтушенкова, Алишера Усманова, Рамзана Кадырова и некоторых других заметных российских деятелей, удостоенных научных званий.

Такие случаи бывают - в библиотеке журналистам посоветовали искать по месту защиты диссертации. В случае Вексельберга это МИИТ, его родной вуз.

Ветер перемен

В 1985 году в СССР началась перестройка, и централизация в экономике начала сдавать позиции. В стране разрешили частную предпринимательскую деятельность, и люди, обладающие деловой хваткой, наконец получили возможность законно заняться бизнесом и ею воспользовались с большей или меньшей степенью успешности.

Для большинства ученых, склонностью к предпринимательской деятельности не обладавших, эти перемены были к худшему. Через несколько лет развал СССР поставит большинство НИИ и их сотрудников на грань выживания, и многим придется делать непростой выбор – остаться в родном научном учреждении и жить в нищете, забыть про науку и заняться торговлей или же эмигрировать и заниматься любимым делом в других странах.

К Виктору Вексельбергу все это не имело ни малейшего отношения. Еще в 1987 году, когда перемены только набирали оборот, на нефтяной выставке в США Вексельберг случайно встретил однокурсника, Леонида Блаватника. И молодые люди поговорили о создании совместного проекта.

Правда, своим идейным вдохновителем и бизнес-учителем Виктор Вексельберг называет совсем другого человека, первого советского миллионера Артема Тарасова. Тот организовал кооператив «Техника» и честно поведал журналистом, что его зарплата за один месяц составила равна трем миллионам советских рублей. Сумма была не просто большая – гигантская, и в советском обществе это широко обсуждалось.

Цветной металл как трамплин

Научно-производственное объединение , созданное советским инженером на рубеже 1990-х годов, называлось «КомВек» - сокращение от «компания Вексельберга». Компания занималась подготовкой проектной документации, а также торговлей цветным металлом.

Вексельберг сам разработал станок, с помощью которого добывались медные и алюминиевые жилы из отработанной кабельной продукции. Цветной лом скупали и у частных лиц. В итоге при себестоимости вторсырья в сто долларов за тонну в Германию «КомВек» продавала товар по три тысячи долларов за тонну.

А в 1991 году Вексельберг и Блаватник, как и намеревались, организовали совместное предприятие. Две трети акций принадлежали «КомВек», треть  - Блаватнику. Компания закупала компьютерную технику, которую в Российской Федерации можно было обменять на приватизационные ваучеры – «кусочек» богатств СССР достался каждому гражданину. Большинство жителей в лучшем случае продали ценные бумаги по номиналу, в худшем – вложили их в «МММ» и другие подобные организации. Меньшинство получило  возможность официально скупать акции советских предприятий. Выбор Вексельберг и Блаватник уже сделали – цветная металлургия.

В 1995 году они скупили достаточно ваучеров, чтобы приватизировать Иркутский и Уральский алюминиевый заводы. В 1996 году была создана «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ), а в 1997 году «Ренова» получила лицензию на разработку Средне-Тиманского месторождения.

В 1998 году в партнерстве с «Альфа-Групп» «Ренова» купила «Тюменскую нефтяную компанию». Впоследствии путем слияния была создана TNК-BP, ставшая одной из самых крупных в мире по объемам добычи нефти.

Президент «Сколково»

Среди интересов Виктора Вексельберга значатся и новые технологии. Именно он стал президентом и одним из сопредседателей инновационного фонда «Сколково». О нем говорили как об аналоге знаменитой Кремниевой долины в США. 

Цель создания центра - обеспечить самые благоприятные условия для развития компаний, которые занимаются космосом, телекоммуникациями, биомедицинскими, информационными и ядерными технологиями, а также энергетической эффективностью.

Эффективность самого «Сколково» многие подвергают сомнению, считая его создание в лучшем случае дорогой и бесполезной затеей, а в худшем - еще одним поводом для "распила" бюджетных средств. Но это не официальное мнение, проект продолжается.

В России и Швейцарии

Сейчас «Ренова» - группа компаний, объединяющая активы Виктора Вексельберга в энергетике, металлургии, недвижимости, телекоммуникациях. Есть у миллиардера активы и в Швейцарии – ему принадлежат акции фирмы Züblin, которая занимается недвижимостью, а также двух концернов по производству технологического оборудования — Sulzer и OC Oerlikon и сталелитейной компании Schmolz+Birckenbach, Schmolz+Birckenbach,  которая занимает ведущее место в мире по производству сортового проката и поковок из нержавеющих и инструментальных сталей.

Швейцарские власти относились к деятельности российского миллиардера с осторожностью, подозревая его в нарушении законодательства. К примеру, в октябре 2010 года Виктору Вексельбергу и двум другим бизнесменам пришлось выплатить 10 миллионов швейцарских франков (10,4 миллиона долларов) в качестве компенсации, чтобы урегулировать претензии со стороны властей.

Возможно, сейчас, когда Вексельберг попал под санкции США, с этими активами придется распрощаться. Недавно Sulzer, контрольный пакет акций которого принадлежит «Ренове», был вынужден выкупить у Вексельберга часть собственных ценных бумаг, чтобы вывести предприятие из-под санкции. Сделано это было с помощью правительства Швейцарии.

Также Вексельберга в разное время подозревали в тайных захватах компаний, финансовых махинациях, коррупции и финансировании предвыборной кампании Хиллари Клинтон.

Под санкциями

Имя Виктора Вексельберга оказалось в санкционном списке США, опубликованном 6 апреля 2018 года. Под санкции попали также его коллеги-миллиардеры Олег Дерипаска, Сулейман Керимов и Игорь Ротенберг, председатель Газпрома Алексей Миллер, губернатор Тульской области Андрей Дюмин и секретарь Совбеза Николай Патрушев.

Лицам, чьи фамилии перечислены в списке, запрещен въезд в США, их активы и активы связанных с ними компаний на территории США замораживаются. Сотрудничество с ними для американских граждан запрещено, а иностранцы в случае, если продолжат сотрудничество, сами попадут под санкции.

На совещании Дмитрия Медведева с членами Российского союза промышленников и предпринимателей Вексельберг рассказал, что его счета и счета "Реновы" заморожены, предприятия в Европе могут быть остановлены, а стоимость кредитов резко возросла. К тому же Вексельбергу придется отказаться от контроля над иностранными предприятиями, снизив свою долю акций ниже 50 процентов.

Замороженные активы "Реновы" оцениваются в полтора-два миллиарда долларов.

Женат на однокурснице

В отличие от многих миллиардеров, Вексельберг не меняет жен как перчатки и не собирает "коллекцию" наиболее привлекательных моделей или актрис.

Еще в институте он познакомился с однокурсницей Мариной Добрыниной. Они поженились через год. Марина подарила супругу двух детей, Ирина родилась в 1979 году, Александр в 1988-м.

Дети миллиардера окончили знаменитый Йельский университет. Ирина работала специалистом по инвестициям в "Ренова", в 2011 года родила сына Марата.

Александр - гражданин США и сейчас занимается развитием собственного стартапа, учрежденного за океаном.

Добрый век и связь времен

Супруга Виктора Вексельберга светскими тусовками не увлекается, но активно занимается благотворительной деятельностью. Возглавляя организацию "Добрый век", она ведет около ста программ по развитию и реформированию психиатрической помощи.

Сам Виктор Вексельберг основал благотворительный фонд "Связь времен", задачей которого стало возвращение в Россию культурных ценностей. Проект по покупке крупнейшей в мире частной коллекции работ российского ювелира Петра Карла Фаберже и возвращение ее в Россию вызвал колоссальный общественный резонанс как у нас в стране, так и за рубежом.

Вексельберг стал одним из лидеров Федерации еврейских общин России и также возглавляет попечительский совет Еврейского музея в Москве.

Требуется поддержка правительства!

В начале мая СМИ стало известно, что группа «Ренова» направила в правительство России целый ряд предложений по поддержке компаний.

В частности, предлагается рефинансировать в госбанках кредиты, полученные компаниями группы на Западе, дать группе преференции при получении госзаказов и ряд таможенных льгот, в том числе заградительные ввозные пошлины на продукцию непосредственных конкурентов и нулевые ставки на импорт сырья для ее предприятий. Наибольший резонанс вызвало предложение полностью запретить импорт прохладительных напитков и минеральной воды.

Как уверяют специалисты группы,  для сохранения рабочих мест требуются оборонные средства или значительный госзаказ.

Сейчас эти предложения изучаются в правительстве.

Полная версия